Страница 1 из 3
Промышленность всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства, ибо именно промышленный комплекс призван обеспечивать самые разнообразные общественные и индивидуальные потребности в соответствующей продукции. Особое значение в силу этого приобретают проблемы организации управления промышленным производством в условиях перехода к рыночным отношениям. Этим целям посвящен законодательный и иной нормативно-правовой материал последних лет, на основе которого строится действующая система государственного управления промышленностью.
Имеются в виду в первую очередь законы РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Гражданский кодекс РФ и др.
Конституция РФ относит к ведению РФ управление федеральной государственной собственностью; установление основ федеральной политики и федеральных программ экономического (включая промышленное) развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному ведению РФ и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (в сфере промышленного производства), вне этих пределов субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71—73 Конституции РФ).
Соответственно Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства; принимает меры по реализации государственной политики в промышленности; прогнозирует промышленное развитие РФ; принимает меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей; образует казенные предприятия; учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство, решает вопросы конверсии государственных предприятий и т. д.
Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления соответственно резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса государство в значительной мере действует не как собственник-монополист, а, скорее, в качестве контрольно-надзорной инстанции; оно определяет основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролирует ее реализацию. Соответственно главное в механизме государственного управления промышленностью сейчас заключается в регулировании, координации и контроле (надзоре) по наиболее принципиальным вопросам развития промышленного производства в его государственной, муниципальной и частнопредпринимательской формах.
|