22 Октябрь 2018 года
Главная
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

Об уплате госпошлины гражданами, находящимися за пределами РФ, за проставление апостиля

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

 

от 28 марта 2007 года N 03-05-05-03/06

 

    

Об уплате госпошлины гражданами, находящимися за пределами

Российской Федерации, за проставление апостиля

 

 

В соответствии с письмом от 12 февраля 2007 года N 11-494-СМ по вопросу уплаты государственной пошлины гражданами, находящимися за пределами Российской Федерации и обращающимися через Консульский департамент МИД России в органы ЗАГС Российской Федерации за проставлением апостиля на выдаваемых им повторных свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния, Минфин России сообщает.

 

В соответствии с положениями статей 333.16 и 333.17 главы 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина уплачивается организациями и физическими лицами при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

 

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены главой 25.3 Кодекса соответственно для организаций и физических лиц.

 

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.18 и подпункту 41 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса при обращении за проставлением апостиля государственная пошлина уплачивается до проставления на документе апостиля в размере 300 рублей.

 

Таким образом, плательщиками государственной пошлины за проставление апостиля на свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния выступают граждане, находящиеся за пределами Российской Федерации, чьи документы подлежат легализации в компетентных органах Российской Федерации посредством проставления апостиля.

 

По вопросу о порядке уплаты государственной пошлины гражданами, находящимися за пределами Российской Федерации и обращающимися через Консульский департамент МИД России в органы ЗАГС Российской Федерации за проставлением апостиля на выдаваемых им повторных свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния, необходимо учитывать следующее.

 

В соответствии со статьей 13 Кодекса государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам.

 

Согласно пунктам 1, 5 и 8 статьи 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.

 

Согласно статье 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3).

 

В соответствии со статьей 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

В силу пункта 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Согласно пункту 4 статьи 26 Кодекса правила, предусмотренные главой 4 Кодекса, распространяются на плательщиков сборов.

 

Вместе с тем, в своем определении от 22 января 2004 года N 41-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств. Суд указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком.

 

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, уплата государственной пошлины может быть произведена иностранными и российскими лицами (юридическими и физическими), находящимися за пределами Российской Федерации через своих представителей в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по ее уплате должно быть обязательно указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно этим плательщиком, обратившимся за совершением юридически значимого действия, и именно за счет его собственных денежных средств.

 

В связи с этим взимание консульского сбора Консульским департаментом МИД России за истребование документов ЗАГС из России не является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины граждан, находившихся за пределами Российской Федерации, за проставление апостиля на выдаваемых им таких документах.

 

Что касается порядка уплаты лично гражданами, находившимися за пределами Российской Федерации, государственной пошлины на территории страны пребывания, то по данному вопросу вам будет сообщено дополнительно после получения заключения от Федерального казначейства.

 

 

Статс-секретарь -

заместитель Министра

С.Д.Шаталов

 





< Пред.   След. >