Система органов опеки и
попечительства в последние десятилетия подвергалась неоднократным изменениям.
Действовавший до принятия действующего СК РФ Кодекс о браке и семье РСФСР
предусматривал, что органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных,
городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.
При этом осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы
народного образования - в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы
здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или
ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения - в отношении
дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
После принятия части 1 ГК РФ и развития соответствующих его положений в
нормах СК РФ и ряда других законодательных актов функции опеки и
попечительства были возложены на органы местного самоуправления. В настоящее
время эти функции переданы с муниципального уровня на уровень исполнительной
власти субъектов РФ. Законодательным органам субъектов РФ рекомендовано
детально урегулировать отношения по опеке и попечительству в соответствующих
законах субъектов РФ.
Таким образом, действующее законодательство допускает
определенную вариативность при закреплении ответственности за осуществление
функций по опеке и попечительству за тем или иным государственным органом в
зависимости от региональных особенностей. Однако имевшее место прежде, сложившееся
в течение десятилетий предметное распределение управленческих обязанностей в
сфере опеки и попечительства в целом сохранилось. Органами опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев являются
органы исполнительной власти в сфере образования, а в отношении граждан, в
отношении которых опека или попечительство установлены по медицинским
характеристикам, - органы здравоохранения и социальной защиты.
Компетенция органов опеки и попечительства должна
детально определяться в законах субъектов РФ, однако многие относящиеся к ней
вопросы сформулированы в разных нормах федерального законодательства. Суммируя
соответствующие положения, можно выделить основные направления деятельности,
функции, права и обязанности органов опеки и попечительства:
- обязанность
назначать опекунов и попечителей (пункт 1 статьи 35 ГК РФ);
- право и обязанность
осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей (пункт 3 статьи 34
ГК РФ);
- обязанность исполнять функции
опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство
не установлены своевременно (пункт 1 статьи 35 ГК РФ), а также нести
имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия
этих лиц (статьи 1073, 1074, 1076 ГК РФ);
- право и обязанность давать
разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих
уменьшение имущества подопечного (пункт 2 статьи 37 ГК РФ);
- право предъявлять в суд иски о
признании недействительными или о применении последствий недействительности
сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных;
- право предъявлять в суд иски о
признании недействительными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним
или совершеннолетним недееспособным членам семьи в соответствии со статьей 102
СК РФ;
- обязанность заключать договор
доверительного управления при необходимости постоянного управления имуществом
подопечного (пункт 1 статьи 38 ГК РФ);
- обязанность определять
кандидатуру доверительного управляющего имуществом подопечного (пункт 1 статьи
38 ГК РФ);
- право освобождать и отстранять
опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (статья 39 ГК РФ);
- обязанность нести имущественную ответственность за
вред, причиненный по их вине имуществу или личности подопечного лица (статьи 16
и 1069 ГК РФ);
- право рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка
способы воспитания (пункт 1 статьи 150 СК РФ);
- обязанность выплачивать опекуну (попечителю) денежные
средства на содержание ребенка (пункт 5 статьи 150СК РФ);
- право обязать опекуна (попечителя) ребенка не препятствовать
общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками
(пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 56 СК РФ);
- разрешение разногласий, возникающих между несовершеннолетними
родителями и опекуном их ребенка (пункт 2 статьи 62 СК РФ);
- право ходатайствовать перед судом об ограничении
несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права
самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами
(пункт 4 статьи 26 ГК РФ);
- право и обязанность производить объявление несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипацию) в соответствии со статьей 27 ГК РФ;
- обязанность назначать помощника совершеннолетнему
дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и
защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со статьей 41 ГК
РФ;
- обязанность подыскивать доверительного управляющего
имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключать с ним
договор доверительного управления (статья 43 ГК РФ);
- право давать согласие на отчуждение жилого помещения,
в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (пункт 4 статьи
292 ГК РФ);
- право давать согласие в порядке, предусмотренном
пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей - сирот и де-1ей, оставшихся без попечения родителей» на снятие ука-тнной
категории детей с регистрационного учета по мес-iy
жительства или по месту пребывания;
- право требовать признания брака недействительным в
случаях, предусмотренных статьей 28 СК РФ;
- право и обязанность давать согласие на добровольное
установление отцовства в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 СК РФ;
- обязанность подавать заявление о регистрации найденного
(подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального
закона «Об актах граждан-(кого состояния»;
- обязанность обеспечивать право ребенка на воспитание в
семье (статья 54 СК РФ);
- обязанность защищать права и интересы несовершеннолетних
(статья 56 СК РФ);
- право и обязанность заслушивать мнение ребенка,
достигшего 10 лет, а в предусмотренных законом случаях (прашивать его согласие
(статья 57 СК РФ) на решение тех или иных вопросов, например при перемене имени
и (или) фамилии ребенка;
- право и обязанность разрешать разногласия между
родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (пункт 4 статьи 58 СК РФ), по
поводу воспитания и обра-ишания детей (пункт 2 статьи 65 СК РФ);
- право давать разрешение в порядке статьи 59 СК РФ на
изменение ребенку имени или фамилии;
-обязанность при наличии
противоречий между интересами родителей и детей назначать представителя для 1лщиты прав и интересов детей (пункт 2
статьи 64 СК РФ);
- обязывать родителей (одного из них, а также иных /|иц,
у которых на законных основаниях находится ребенок) не препятствовать общению
ребенка с родителями, бабушкой, дедушкой и иными родственниками (статья 67 СК
РФ);
- право и обязанность предъявлять в суд иски о взыскании
с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (пункт 3 статьи 80
СК РФ);
- право предъявлять в суд иски о лишении родительских
прав и ограничении родительских прав (статьи 70 и 73 СК РФ), иски об отмене
усыновления (статья 142 СК РФ);
- право давать согласие на контакты с ребенком родителей,
ограниченных в родительских правах (статья 75 СК РФ);
- обязанность производить обследование условий жизни
ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять суду акт
обследования и основанное на нем заключение по существу спора (пункт 2 статьи
78 СК РФ);
-обязанность при непосредственной угрозе жизни ребенка
или его здоровью отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц,
на попечении которых он находится, и обеспечить его временное устройство
(статья 77 СК РФ);
- право и обязанность участвовать в рассмотрении судом:
а) дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим
брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (пункт 2
статьи 28 СК РФ); б) любых споров, связанных с воспитанием детей, независимо
от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (пункт 1 статьи 78 СК РФ); в) дел
о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно
(пункт 2 статьи 66 СК РФ); г) дел о лишении родительских прав (статья 70 СК
РФ), об ограничении родительских прав (статья 73 СК РФ), о восстановлении в родительских
правах (статья 72 СК РФ); д) дел об установлении усыновления (статья 125 СК
РФ) и об отмене усыновления (статья 140 СК РФ);
-обязанность участвовать в принудительном исполнении
решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) в
соответствии с пунктом 2 статьи 79 СК РФ;
- обязанность давать суду
заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам усыновляемого
ребенка, давать согласие на усыновление ребенка (статьи 125, 129 СК РФ);
- обязанность осуществлять
контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся
в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защищать права выпускников данных
учреждений (статья 147 СК РФ);
- обязанность подбирать приемных
родителей, заключать договор о передаче ребенка в приемную семью (статья 151 СК РФ) и исполнять
обязанности, установленные данным договором, принимать меры по расторжению
договора в необходимых случаях, а также осуществлять контроль за исполнением
приемными родителями своих обязанностей;
- право давать в установленном
порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение
формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на
исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; участвовать в
пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними (статья 16 Федерального закона «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
- право и обязанность давать
согласие на зачисление несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские
части (пункт 3 статьи 24 Федерального закона «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
- обязанность оформлять договоры
о передаче жилья в собственность ребенка в порядке приватизации или давать
согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление;
- право давать согласие на психиатрическое освидетельствование
несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар, принимать
решение о помещении несовершеннолетних и недееспособных лиц в психоневрологическое
учреждение для социального обеспечения (Закон РФ «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании).
Кроме того, некоторые обязанности органов опеки и
попечительства определяются Налоговым кодексом РФ. В соответствии со статьей 85
НК РФ органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения
социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые
осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного,
обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными
судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних,
иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в
дееспособности, а также о последующих изменениях, связанных с указанной
опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по
месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего
решения.
Установление данного правила связано с тем, что по
налоговому законодательству плательщиком налога является то лицо, которое
обладает объектом налогообложения (собственника имущества). Так, согласно статье
51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного
судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого
недееспособного лица. Таким образом, налоговым органам в целях взыскания
причитающихся платежей необходима информация о том, кто представпяет и
защищает интересы того или иного физического лица - налогоплательщика. Данную
информацию обязаны предоставлять органы опеки и попечительства. Аналогичная
обязанность возложена на орган опеки и попечительства и в случае, если в
соответствии со статьей 38 С К РФ имущество подопечного передано в доверительное
управление. Взыскание сумм налогов будет производиться при этом в первую
очередь за счет этого имущества.
Безусловно, обязанность назначать опекунов (попечителей)
и контролировать выполнение ими своих функций - основная обязанность органов
опеки и попечительства в данной сфере. Неисполнение
или ненадлежащее выполнение этих обязанностей
может повлечь негативные последствия.
В частности, в результате непринятия органом опеки и
попечительства мер по охране прав и интересов недееспособного или не полностью
дееспособного лица имущество последнего может быть утрачено, повреждено мни
прийти в негодность. Это могут быть случаи:
- несвоевременного установления опеки или
попечительства;
- неосуществления надзора за
действиями опекуна
• попечителя);
- назначения опекуном (попечителем) такого гражданина,
личность которого не соответствовала требованиям, предъявляемым законом, что и
повлекло впоследствии утрату имущества;
-другие случаи.
В указанных ситуациях можно ставить вопрос о возмещении
вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов
опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов (статья 1069 ГК РФ).
При этом обратиться в суд с иском о возмещении преда, причиненного личности или
имуществу недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, могут
лицо, назначенное опекуном или попечителем, или учреждение, исполняющее
функции опекуна (попечителя).
Необходимыми условиями возложения ответственности в
порядке статьи 1069 ГК РФ за счет средств бюджета соответствующего уровня
являются:
- факт причинения вреда (вред имуществу, здоровью,
моральный вред);
- противоправность действий или бездействия органа опеки
и попечительства или должностного лица этого органа;
- причинная связь между вредом и действиями (бездействием)
органа опеки и попечительства или должностного лица этого органа;
- вина органа опеки и попечительства. Орган опеки и
попечительства признается невиновным, если при той степени заботливости и
осмотрительности, какая от него требовалась, он принял все меры для
надлежащего исполнения своих обязанностей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение органами
опеки и попечительства обязанностей, возлагаемых на них законом, выражается в
соответствующих действиях или бездействии должностных лиц и иных работников
этих органов. Соответственно указанные лица могут быть привлечены к
установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной, уголовной)
в зависимости от характера допущенного ими нарушения.
|