Федеральным законом от 29
декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения
полномочий» с 1 января 2008 года произведена передача полномочий по организации
и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной
власти субъектов РФ (ранее, напомним, эта деятельность входила в компетенцию
органов местного самоуправления). В связи с этой мерой на органы
государственной власти субъектов РФ возложена обязанность по проведению
мероприятий организационно-правового характера, включая принятие законов
субъектов РФ, регулирующих на их территории деятельность по опеке и попечительству.
В целях оказания методической
помощи органам государственной власти субъектов РФ Министерством образования
и науки РФ разработана модель закона субъекта РФ «Об организации и
осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
в субъекте Российской Федерации». Модель закона предполагает возложение работы
по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и
попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на
разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ
(например, орган управления обра-ованием - в отношении несовершеннолетних,
орган социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних граждан).
Деятельность по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних предполагает реализацию значительного количества
практических мероприятий в области оказания услуг детям, их родителям (иным
законным представителям) и иным лицам, которые могут выполнять только
соответствующие профессиональные службы. Подобные службы могут создаваться
непосредственно в структуре органа опеки и попечительства как его специализированные
подразделения с соответствующими полномочиями, необходимым кадровым и
материальным обеспечением.
Другим вариантом решения рассматриваемой проблемы
является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с
действующими учреждениями (организациями) независимо от их ведомственной
принадлежности, осуществляющими в соответствии с законодательством
определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской,
социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. В связи с
этим допускается возможность поручения органами опеки и попечительства
выполнения отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечительства
в отношении несовершеннолетних соответствующим учреждениям.
К таким
учреждениям, в первую очередь, относятся:
-учреждения системы образования (образовательные
учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и т.д.);
- учреждения социального
обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и
детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной
психологической помощи и т.д.);
-учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и
т.д.) и другие.
Указанные учреждения могут выполнять определенную
работу по профилактике социального сиротства, содействию устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (в том числе работу
по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в
помощи государства, семей, находящихся в социально опасном положении, по
проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и
потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам, по
подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители,
по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы
семейного воспитания). Взаимодействие с учреждением органа опеки и
попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве,
заключаемого между органом опеки и попечительства и учреждением.
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и
городских округов с 1 января
2008
г. наделяются правом на участие в осуществлении
деятельности по опеке и попечительству.
Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами
местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться на основании
заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.
Особое место в организации
работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает
обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право
закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и
законных интересов детей (в частности, Конвенции о правах ребенка), а также в
российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и
воспиты
ваться в семье предполагает следующие основные направления:
профилактика социального сиротства; развитие различных форм семейного
устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация профилактической работы с семьями и детьми
(в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении),
предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции
проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех
возможных случаях его родной семьи, является приоритетным направлением деятельности
органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью.
В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа
опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без
попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения,
находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или
препятствующей их воспитанию, прежде всего, дети из семей, где родители (иные
законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию,
обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо
жестоко обращаются с ними.
Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять
профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости -
и с другими категориями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства)
должна закрепляться в законодательстве субъектов РФ.
Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике
социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:
- своевременное выявление ребенка, проживающего в семье
и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
- организация
профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной
стадии
возникновения семейных проблем;
- организация работы по профилактике отказа родителей от
ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо
из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение)
ребенка;
- организация информационно-просветительской и
коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей,
направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им
соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской,
правовой помощи;
- организация комплексного социально-психологического
сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании
ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и
воспитания.
Указанная работа должна осуществляться в рамках
разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и попечительства плана
мероприятий по защите прав и интересов ребенка.
Действия органов опеки и
попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для
воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских
прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей,
применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом
органам опеки и попечительства следует принимать меры по организации
реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными
в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления
семьи.
Деятельность органов опеки и попечительства по устройству
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на
территории РФ. В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу
различных причин уже оставшихся без родительского попечения, рассматриваются
развитие различных форм семейного устройства таких детей, как альтернативы их
воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей
в семьи граждан РФ, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.
С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться
в семье устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение
должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения
поиска возможностей его семейного устройства. В рамках своей деятельности по
устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
органы опеки и попечительства субъекта РФ обязаны обеспечить поиск и подбор
граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными
родителями. Соответствующие мероприятия в этом направлении должны
осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и
государственным органом опеки и попечительства субъекта РФ, выполняющим функции
регионального оператора.
Реализация данного направления
требует планирования и организации на регулярной основе работы по
информированию населения (в первую очередь, населения соответствующего
субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного
устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанную информацию надлежит
размещать в источниках, доступных широкому кругу лиц:
- на телевидении и радио (как в виде роликов социальной
рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты
прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных
средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых
бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
- в общественных местах, в государственных, муниципальных
и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в
транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях,
организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях
местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в
почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации,
организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде
объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных
технических средств стабильного территориального размещения).
Размещаемая информация должна
содержать, в том числе, сведения о различных формах семейного устройства
детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам,
желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны,
время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители,'
опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных
правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на
воспитание в семьи граждан. При создании и распространении информации о детях,
оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями
статьи 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся
без попечения родителей».
В целях своевременного
устройства ребенка на воспитание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых
находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от
ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки
и попечительства и региональным оператором установленного законодательством
порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения
родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.
При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в
региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и
попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство
ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный
оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску
возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семьи граждан.
Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является
психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою
семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в
дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе
жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также
возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим
обстоятельством для ребенка.
В связи с этим на органы опеки и попечительства возлагаются:
- обеспечение разработки программ психолого-педагогической
и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в
семью, с учетом
специфики различных форм
семейного устройства детей, ставшихся без попечения родителей;
- определение органов и учреждений, ответственных за
разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном
уровнях;
- обеспечение информирования граждан, желающих принять
ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности
прохождения программы
одготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими
такой программы на добровольной основе.
В настоящее время законодательство не предусматривает
обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и
приемные родители пециальной подготовки к приему ребенка на воспита-ие. При
наличии в субъекте РФ иных форм семейного стройства детей, оставшихся без
попечения родителей, конодательством субъекта РФ может быть установлено
требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на
указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка
(детей).
В целях защиты прав и законных
интересов детей, Переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо
обеспечить осуществление эффективного контроля над их
адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и
медико-социальное сопровождение замещающей семьи. Значительный объем работы по
подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а
также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей
семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб
учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью
организации подобных служб является создание их на базе учреждений для
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения
кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в
него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую,
социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов,
социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).
Значимым аспектом организации работы органов опеки и
попечительства по профилактике социального сиротства, устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защите прав
и законных интересов несовершеннолетних является установление показателей
результативности и эффективности указанной деятельности. В качестве подобных
показателей могут, в частности, рассматриваться:
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения
родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте РФ;
- сокращение численности впервые выявленных детей,
оставшихся без попечения родителей;
- сокращение численности детей, оставшихся без попечения
родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и их доли в общей
численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ;
- увеличение численности детей, устраиваемых на
воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, и их
доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте
РФ;
- сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без
попечения родителей, в интернатном учреждении, до устройства в семью;
- уменьшение количества интернатных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- рост числа граждан РФ, постоянно проживающих на
ерритории субъекта РФ, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свои
семьи;
- рост числа граждан РФ, постоянно проживающих на
ерритории субъекта РФ, прошедших подготовку к приму ребенка в семью и
получивших заключение о возмож-ости принять ребенка (детей) в свою семью;
- сокращение числа детей, родители которых отказались
взять их из родильного дома (отделения) либо Из иного учреждения здравоохранения,
образователь-
ого учреждения, учреждения социальной защиты на-еления
или из других аналогичных учреждений, дали огласие на их усыновление
(удочерение), подкинутых етей;
- сокращение числа отмен решений о помещении ре-нка в
семью;
- уменьшение численности выявленных детей, нахо-щихся в
обстановке, представляющей угрозу их жиз-
И и здоровью или препятствующей
их воспитанию, де-ей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- уменьшение численности детей, отобранных у роди-Млей
при непосредственной угрозе жизни или здоровью
детей;
- уменьшение численности детей, родители которых ишены
родительских прав, ограничены в родительских
авах, численности родителей,
лишенных родительских в, ограниченных в родительских правах;
увеличение численности детей, родители которых
становлены в родительских правах или в отношении орых отменено ограничение в
родительских правах, елейности родителей, восстановленных в родительских вах,
родителей, в отношении которых отменено огра-чение в родительских правах;
- увеличение численности детей, возвращенных в
ную семью;
-уменьшение численности
родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию,
обучению и содержанию своих детей;
-уменьшение количества случаев жестокого обращения с
детьми;
-увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в
общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
субъекте РФ;
- уменьшение случаев нарушения личных неимущественных
и имущественных прав несовершеннолетних;
Указанная система показателей должна использоваться
при проведении регулярного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по
защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при
необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых
органами опеки и попечительства мер.
|