15 Август 2018 года
Главная arrow Опека и попечительство arrow Органы опеки в отношении несовершеннолетних
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

Органы опеки в отношении несовершеннолетних

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации в связи с совер­шенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года произведена передача полномочий по орга­низации и осуществлению деятельности по опеке и по­печительству органам государственной власти субъек­тов РФ (ранее, напомним, эта деятельность входила в компетенцию органов местного самоуправления). В связи с этой мерой на органы государственной власти субъектов РФ возложена обязанность по проведению мероприятий организационно-правового характера, включая принятие законов субъектов РФ, регулирую­щих на их территории деятельность по опеке и попечи­тельству.

В целях оказания методической помощи органам го­сударственной власти субъектов РФ Министерством об­разования и науки РФ разработана модель закона субъ­екта РФ «Об организации и осуществлении деятельнос­ти по опеке и попечительству в отношении несовершен­нолетних в субъекте Российской Федерации». Модель закона предполагает возложение работы по опеке и по­печительству в отношении несовершеннолетних и рабо­ты по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные упол­номоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (например, орган управления обра-ованием - в отношении несовершеннолетних, орган со­циальной защиты населения - в отношении совершенно­летних граждан).

Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предполагает реализацию значи­тельного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям, их родителям (иным законным представителям) и иным лицам, которые могут выполнять только соответствующие профессиональные службы. По­добные службы могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства как его специа­лизированные подразделения с соответствующими пол­номочиями, необходимым кадровым и материальным обеспечением.

Другим вариантом решения рассматриваемой про­блемы является организация взаимодействия органа опе­ки и попечительства с действующими учреждениями (ор­ганизациями) независимо от их ведомственной принад­лежности, осуществляющими в соответствии с законода­тельством определенные функции по оказанию психоло­гической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и де­тям. В связи с этим допускается возможность поручения органами опеки и попечительства выполнения отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечи­тельства в отношении несовершеннолетних соответству­ющим учреждениям.

К таким учреждениям, в первую очередь, относятся:

-учреждения системы образования (образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педа­гогической и медико-социальной помощи, образователь­ные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.);

- учреждения социального обслуживания (специали­зированные учреждения для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психо­лого-педагогической помощи населению, центры экс­тренной психологической помощи и т.д.);

-учреждения системы здравоохранения (дома ребен­ка и т.д.) и другие.

Указанные учреждения могут выполнять определен­ную работу по профилактике социального сиротства, со­действию устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (в том числе работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, семей, нахо­дящихся в социально опасном положении, по проведе­нию профессиональной экспертизы потребностей ребен­ка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам, по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), прием­ные родители, по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания). Взаимодействие с учреждением органа опе­ки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между орга­ном опеки и попечительства и учреждением.

В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федераль­ного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы мест­ного самоуправления поселений, муниципальных райо­нов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опе­ке и попечительству.

Взаимодействие органов опеки и попечительства с ор­ганами местного самоуправления в указанной сфере мо­жет осуществляться на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.

Особое место в организации работы по опеке и попе­чительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспиты­ваться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, Конвенции о пра­вах ребенка), а также в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспиты


ваться в семье предполагает следующие основные на­правления: профилактика социального сиротства; разви­тие различных форм семейного устройства детей, остав­шихся без попечения родителей.

Организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая со­здание условий для своевременного выявления и коррек­ции проблем на ранней стадии семейного неблагополу­чия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи, является приоритетным направлением де­ятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью.

В качестве объектов профилактической и реабилита­ционной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без попече­ния родителей, но и дети, еще не лишившиеся родитель­ского попечения, находящиеся в обстановке, представля­ющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего, дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обя­занностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жесто­ко обращаются с ними.

Обязанность органов опеки и попечительства осуще­ствлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости - и с другими катего­риями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи го­сударства) должна закрепляться в законодательстве субъ­ектов РФ.

Деятельность органа опеки и попечительства по про­филактике социального сиротства должна быть ориенти­рована на выполнение следующих задач:

- своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жиз­ни и здоровью;

-    организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии

возникновения семейных проблем;

-     организация работы по профилактике отказа ро­дителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочере­ние) ребенка;

-     организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответст­вующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;

-     организация комплексного социально-психологи­ческого сопровождения семьи и ребенка в целях оказа­ния помощи семье в воспитании ребенка и осуществле­ния эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и по­печительства плана мероприятий по защите прав и инте­ресов ребенка.

Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматри­ваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не да­ли результата. При этом органам опеки и попечительства следует принимать меры по организации реабилитацион­ной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.

Деятельность органов опеки и попечительства по уст­ройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже ос­тавшихся без родительского попечения, рассматриваются развитие различных форм семейного устройства таких де­тей, как альтернативы их воспитанию в интернатных уч­реждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан РФ, а также обеспечение защиты прав де­тей в замещающей семье.

С учетом приоритетности права ребенка жить и вос­питываться в семье устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рас­сматриваться в качестве временной меры, не исключаю­щей продолжения поиска возможностей его семейного устройства. В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспи­тание в семьи органы опеки и попечительства субъекта РФ обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, жела­ющих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприя­тия в этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и государственным органом опеки и попечительства субъекта РФ, выполняющим функции регионального оператора.

Реализация данного направления требует планиро­вания и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь, насе­ления соответствующего субъекта Российской Федера­ции, муниципального образования) о возможностях се­мейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанную информацию надлежит размещать в ис­точниках, доступных широкому кругу лиц:

- на телевидении и радио (как в виде роликов соци­альной рекламы, так и в специализированных програм­мах, посвященных вопросам защиты прав детей, остав­шихся без попечения родителей); в сети Интернет; в пе­чатных средствах массовой информации; в буклетах, бро­шюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;

- в общественных местах, в государственных, муници­пальных и негосударственных учреждениях, организаци­ях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических уч­реждениях, организациях культуры и досуга (кинотеат­рах, театрах, библиотеках), зданиях местных администра­ций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общест­венного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).

Размещаемая информация должна содержать, в том числе, сведения о различных формах семейного устройст­ва детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандида­там в усыновители,' опекуны (попечители), приемные ро­дители; о законодательных и нормативных правовых ак­тах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граж­дан. При создании и распространении информации о де­тях, оставшихся без попечения родителей, следует руко­водствоваться требованиями статьи 8 Федерального зако­на «О государственном банке данных о детях, оставших­ся без попечения родителей».

В целях своевременного устройства ребенка на воспи­тание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным опера­тором установленного законодательством порядка и сро­ков передачи сведений о детях, оставшихся без попече­ния родителей, которые могут быть устроены на воспита­ние в семью.

При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не осво­бождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответст­венности за устройство ребенка в семью. Территориаль­ные органы опеки и попечительства и региональный опе­ратор в пределах своей компетенции обязаны продол­жать работу по поиску возможностей для передачи де­тей, оставшихся без попечения родителей, на воспита­ние в семьи граждан.

Важным аспектом деятельности по устройству де­тей, оставшихся без попечения родителей, на воспита­ние в семьи граждан является психолого-педагогичес­кая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения ри­ска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестоко­го обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из се­мьи, что само по себе является травмирующим обстоя­тельством для ребенка.

В связи с этим на органы опеки и попечительства воз­лагаются:

- обеспечение разработки программ психолого-педа­гогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом

специфики различных форм семейного устройства детей, ставшихся без попечения родителей;

-    определение органов и учреждений, ответственных за разработку и (или) реализацию таких программ, на ре­гиональном и муниципальном уровнях;

-    обеспечение информирования граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о воз­можности и целесообразности прохождения программы

одготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе.

В настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители пециальной подготовки к приему ребенка на воспита-ие. При наличии в субъекте РФ иных форм семейного стройства детей, оставшихся без попечения родителей, конодательством субъекта РФ может быть установлено требование о прохождении гражданами, желающи­ми принять ребенка (детей) на указанную форму уст­ройства, программы подготовки к приему в семью ре­бенка (детей).

В целях защиты прав и законных интересов детей, Переданных на воспитание в семьи граждан, необходи­мо обеспечить осуществление эффективного контроля над их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровож­дение замещающей семьи. Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, при­нимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в за­мещающей семье может в установленном порядке вы­полняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффектив­ной моделью организации подобных служб является со­здание их на базе учреждений для детей-сирот и детей,


оставшихся без попечения родителей, различной ве­домственной принадлежности, за счет перераспределе­ния кадровых ресурсов и изменения штатного расписа­ния учреждения с включением в него специалистов не­обходимого профиля, осуществляющих психолого-пе­дагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицин­ских работников и т.д.).

Значимым аспектом организации работы органов опе­ки и попечительства по профилактике социального сирот­ства, устройству детей, оставшихся без попечения родите­лей, на воспитание в семьи граждан, защите прав и закон­ных интересов несовершеннолетних является установле­ние показателей результативности и эффективности ука­занной деятельности. В качестве подобных показателей могут, в частности, рассматриваться:

-   сокращение численности детей, оставшихся без по­печения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте РФ;

-   сокращение численности впервые выявленных де­тей, оставшихся без попечения родителей;

-   сокращение численности детей, оставшихся без по­печения родителей, воспитывающихся в интернатных уч­реждениях, и их доли в общей численности детей, остав­шихся без попечения родителей, в субъекте РФ;

-   увеличение численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ;

-   сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении, до устройства в семью;

-   уменьшение количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей;

 

-   рост числа граждан РФ, постоянно проживающих на ерритории субъекта РФ, желающих принять ребенка (де­тей) на воспитание в свои семьи;

 

-   рост числа граждан РФ, постоянно проживающих на ерритории субъекта РФ, прошедших подготовку к при­му ребенка в семью и получивших заключение о возмож-ости принять ребенка (детей) в свою семью;

-    сокращение числа детей, родители которых отка­зались взять их из родильного дома (отделения) либо Из иного учреждения здравоохранения, образователь-

ого учреждения, учреждения социальной защиты на-еления или из других аналогичных учреждений, дали огласие на их усыновление (удочерение), подкинутых етей;

-   сокращение числа отмен решений о помещении ре-нка в семью;

-   уменьшение численности выявленных детей, нахо-щихся в обстановке, представляющей угрозу их жиз-

И и здоровью или препятствующей их воспитанию, де-ей и семей, находящихся в социально опасном поло­жении;

-   уменьшение численности детей, отобранных у роди-Млей при непосредственной угрозе жизни или здоровью

детей;

-   уменьшение численности детей, родители которых ишены родительских прав, ограничены в родительских

авах, численности родителей, лишенных родительских в, ограниченных в родительских правах;

увеличение численности детей, родители которых становлены в родительских правах или в отношении орых отменено ограничение в родительских правах, елейности родителей, восстановленных в родительских вах, родителей, в отношении которых отменено огра-чение в родительских правах;

-    увеличение численности детей, возвращенных в ную семью;

-уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспи­танию, обучению и содержанию своих детей;

-уменьшение количества случаев жестокого обраще­ния с детьми;

-увеличение численности детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в общей численности де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ;

- уменьшение случаев нарушения личных неимущест­венных и имущественных прав несовершеннолетних;

Указанная система показателей должна использовать­ся при проведении регулярного мониторинга эффектив­ности реализуемых мероприятий по защите прав и закон­ных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректиров­ку планируемых и принимаемых органами опеки и попе­чительства мер.

 

Комментарии

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 




< Пред.   След. >