22 Август 2018 года
Главная
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей в случаях смерти ро­дителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособ­ными, болезни родителей, длительного отсутствия роди­телей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе роди­телей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения воз­лагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, ос­тавшихся без попечения родителей, ведут учет таких де­тей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попече­ния родителей, избирают формы устройства детей, остав­шихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, вос­питания и образования. Деятельность других, кроме орга­нов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без по­печения родителей, не допускается.

Если ребенок устроен в детское воспитательное, ле­чебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребы­вание ребенка в подобного рода учреждениях обязыва­ет их администрацию выступать в защиту его прав и ин­тересов.

Часть 1 статьи 122 определяет порядок выявления де­тей, оставшихся без попечения родителей, а также поря­док их учета на местном, региональном и федеральном уровне. Механизм организации учета таких детей регла­ментирован постановлением Правительства РФ от 3 авгу­ста 1996 года № 919 «Об организации централизованно­го учета детей, оставшихся без попечения родителей». Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами Опеки и попечительства и Министерством образования и науки РФ. Их работники выявляют детей, оставшихся без Попечения родителей, и исходя из конкретных обстоя­тельств избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, вос­питания и образования.

Кроме того, в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон также обязывает иных должностных лиц и граждан не­медленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения. Таким обра­зом, не только близкие родственники ребенка, но и жи­лищные органы, органы ЗАГС (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет извест­но об оставшихся без попечения детях), суд при вынесе­нии соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуж­дении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общест­венные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, остав­шихся без попечения родителей.

Однако предусмотренная пунктом 1 статьи 122 насто­ящей статьи обязанность не предполагает прямых юриди­ческих санкций (негативных последствий за неисполнение указанной обязанности), поэтому ее следует рассматри­вать как форму должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

На практике встречаются случаи, когда сами родите­ли, временно не имеющие возможности воспитывать сво­их детей из-за болезни, отъезда в длительную команди­ровку и других уважительных причин могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства после получения ин­формации о детях, оставшихся без попечения родите­лей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование условий жизни ре­бенка для проверки достоверности полученной инфор­мации о факте отсутствия попечения его родителей или родственников, а при установлении факта утраты ребен­ка - выявить других его род­ственников, которые могут обеспечить временный при­смотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ре­бенок незамедлительно должен быть определен в вос­питательное, лечебное учреждение, учреждение соци­альной защиты населения.

Органом опеки и попечительства после проведения обследования условий жизни ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заклю­чение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необхо­димости - должны быть приняты меры по охране имуще­ства несовершеннолетнего. После этого данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной фор­мы (на основании, установленном Постановлением Пра­вительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919) и принимаются меры по его устройству.

Часть 2 статьи 122 СК РФ устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений социальной за­щиты (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находят­ся дети, сообщить в семидневный срок в орган опеки и по­печительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и который может быть передан на воспитание в семью. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

При невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства включает сведения об этом ребенке в региональный банк данных, и одновременно направляет сведения о нем в федеральный орган испол­нительной власти, ведущий централизованный учет (в фе­деральный банк данных).

В течение месяца со дня включения указанных сведе­ний в региональный банк данных орган исполнительной власти субъекта РФ, выполняющий функции по опеке и попечительству, организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на терри­ториях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в се­мью, выдает им направление в орган опеки и попечитель­ства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законо­дательством РФ. В целях оперативного учета детей, под­лежащих усыновлению, разработана специальная ком­пьютерная программа. Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Получив сведения о ребенке из органа опеки и попе­чительства, Министерство образования и науки РФ ставит ребенка на федеральный учет в целях оказания содейст­вия в последующем устройстве его на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. При невозможности передать ребенка в семью на усынов­ление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновле­ние иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пре­делами РФ (за исключением родственников ребенка) по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.

Многие вопросы, связанные с постановкой на учет де­тей, компетенцией органов опеки регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 года № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усы­новление (удочерение) и осуществление контроля за ус­ловиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являю­щихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства». Данным по­становлением предусмотрено, что «централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, ведется Министерством образования РФ».

При выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью. В случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возмож­ным, дети передаются на воспитание в соответствующие учреждения: воспитательные, лечебные, учреждения со­циальной защиты населения и др. В зависимости от возра­ста и состояния здоровья несовершеннолетние дети по­мещаются в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогич­ные учреждения на полное государственное обеспечение. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении поме­щенных в них детей. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключа­ющую дальнейшую возможность поиска ребенку прием­ной семьи.

Законами субъектов Российской Федерации могут оп­ределяться и другие (кроме форм, установленных в СК РФ) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принци­пов семейного законодательства, касающихся приоритет­ной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Выбор той или иной формы устройства ребенка определя­ется исходя из интересов ребенка. При этом должны учи­тываться: его этническое происхождение и родной язык, принадлежность к определенному вероисповеданию и культуре, конкретные обстоятельства утраты родитель­ского попечения, а также соблюдаться требования, уста­новленные законом для каждой формы устройства ребен­ка в семью.

Органы опеки и попечительства должны сами времен­но осуществлять функции опекунов или попечителей, ес­ли не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее уч­реждение.

 

Комментарии

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 




След. >