17 Август 2017 года
Главная arrow Автотехническая экспертиза arrow Перечень задач, решаемых экспертизой
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

Перечень задач, решаемых экспертизой

                                           Перечень задач, решаемых экспертизой

 

Исчерпывающий перечень всех задач, которые решает эксперт-авто-техник, привести невозможно. Судебная и следственная практика выработала примерный перечень вопросов, которые наиболее часто ставятся на разрешение экспертов -автотехников.

 

Определение скорости движения и полного остановочного пути транспортного средства по следам его торможения

 

При производстве экспертизы по данному случаю к задаче эксперта относится:

 

1. Определить скорость движения транспортного средства по следу торможения в конкретных дорожных условиях.

 

2. Определить полный остановочный путь транспортного- средства при установленной скорости.

 

3. Определить скорость движения транспортного средства в момент наезда, если он произошел на определенной части тормозного следа, а весь тормозной след составляет известное число метров.

 

4. Объяснить различия в длине следа торможения от правах и левых колес транспортного средства.

 

5. Объяснить прерывистость в следах торможения транспортного средства либо искривление следов торможения.

 

В настоящее время вопрос о фактической скорости движения транспортных средств эксперты, как Правило, решают по следам торможения. Методика определения скорости движения по следам повреждений, причиненных транспортным средством при столкновениях, езде не разработаю!. Перед экспертами наиболее часто ставятся вопросы следующего содержания:

 

Восстановление обстоятельств ДТП путем технических расчетов и анализа следов

 

1. На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство, двигавшееся с известной скоростью, если пешеход преодолел определенное расстояние с определенной скоростью.

 

2. На каком расстоянии от места наезда водитель начал тормозить (если установлены место наезда, скорость движения транспортного средства и время реакция водителя).

 

3. Имел ли водитель возможность видеть пешехода, когда тот начал перебегать проезжую часть дороги справа по ходу движения, если видимость водителя была ограничена другими транспортными средствами, двигавшимися впереди на расстоянии (стольких-то метров) и правее на расстояния (указать расстояние в метрах).

 

4. Какое время находилось транспортное средство в движении от момента принятия водителем мер к торможению до его полной остановки с учетом времени реакции водителя.

 

5. Какое время прошло с момента принятия водителем мер к остановке с учетом времени реакции водителя до наезда на пешехода, если наезд совершен на расстоянии (указывается органом, назначившим экспертизу) от начала. следа торможения, а весь след торможения равен (величина указывается в постановлении или определении о назначении экспертизы в метрах).

 

6. Когда водитель должен был начать торможение, чтобы избежать наезд в зависимости от скорости движения пешехода и удалении его от тротуара по мере приближения и пути следования транспортного средства.

 

7. Имел ли водитель техническую возможность избежать наезда путем своевременного торможения при установленном расстоянии от транспортного средства до пешехода.

 

8. Мог ли водитель избежать дорожно-транспортное происшествие путем маневра; как он должен был бы действовать в этом случае. Пособие для экспертов - автотехников отмечает, что дискуссионным является вопрос об экспертном определении возможности предотвращения наезда (кроме торможения) путем маневра - изменения скорости, траектории движения, дистанции и т.д. Руководствуясь критериями профессионального мастерства водителей автомобилей, эксперты -автотехники вправе решать такие вопросы, тем более, что изучая процесс торможения, они определяют технические возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

 

Определение соответствия действий водителя техническим правилам, согласно которым он должен был действовать во избежание наезда (столкновения)

 

1. Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения.

 

2. Если действия водителя не соответствовали Правилам, то каким именно - (указать действия и пункт Правил, не выполненные водителем).

 

3. Как надлежало действовать водителю, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие, с учетом технических требований правил (указать технические требования Правил и раскрыть содержание конкретных пунктов, которые предписывают определенные действия как должные, независимо от того, были они выполнимы или нет для данного водителя).

 

4. Обоснованно ли с технической точки зрения действовал водитель при управлении транспортным средством в обстановке, которая установлена следователем (судом) и описана в постановлении (определении) о назначении экспертизы.

 

5. Кто из водителей имел преимущественное право проезда данного нерегулируемого перекрестка.

 

6. Мог ли в сложившейся ситуации выполнить предписанные Правилами действия водитель, имеющий достаточный опыт работы и владеющий водительским мастерством, либо ситуация была несложной и для принятия водителем правильного решения не требовалось большого опыта и мастерства;

 

Установление технических причин потери устойчивости (управляемости) транспортного средства

 

1. Возможно ли было опрокидывание транспортного средства при движении по сухой проезжей части с определенной скоростью; если да, то при какой скорости движения водитель мог избежать опрокидывания нагруженного (указывается род и масса груза) транспортного средства при определенном радиусе поворота.

 

2. Чем объяснить, что при движении транспортного средства в заторможенном состоянии произошел его занос.

 

3. Не явилось ли причиной заноса транспортного средства превышение скорости движения в данных дорожных условиях и при определенном радиусе поворота.

 

4. Не явилось ли причиной заноса разность давления в шинах, если на месте происшествия установлено, что давление в заднем правом баллоне было ниже нормы на определенную величину,

 

5. Не явилось ли причиной заноса резкое торможение в данных дорожных условиях.

 

Определение технического состояния транспортного средства (диагностическое исследование)

 

1. Исправна ли тормозная система - (рулевое управление, шины автомобиля).

 

2. Соответствует ли состояние тормозной системы (рулевого управления, покрышек автомобиля) требованиям, предъявляемым к исправному транспортному средству.

 

3. В чем причина поломки рулевой тяги транспортного средства.

 

4. Каково, исходя из характера повреждений шарнирного соединения поперечной тяги, время возникновения их: до дорожно-транспортного происшествия, в момент или после него.

 

5. В чем причина неисправности рулевого механизма транспортного средства.

 

6. Имеются ли у транспортного средства какие-либо неисправности, которые могли вызвать занос или произвольное изменение направления его движения.

 

7. Имелась ли у водителя техническая возможность обнаружить неисправность данной детали путем наружного осмотра или при движении транспортного средства.

 

8. Имеется ли причинная связь между установленной по делу технической неисправностью транспортного средства (рулевого управления, шин, Приборов освещения, тормозной системы и т.п.) дефектом наезда (столкновения, опрокидывания, заноса, въезда на полосу встречного движения и т.п.).

 

9. Не связан ли выезд транспортного средства на полосу встречного движения с технической неисправностью ножного тормоза, неравномерным давлением в шинах, износом их протектора; если связан, то в чем выразилась эта связь.

 

Установление соответствия объективно-техническим данным сведений, сообщенных свидетелями (обвиняемым, потерпевшим)

 

1. Соответствуют ли техническим расчетам показания свидетеля (обвиняемого, потерпевшего).

 

2. Могут ли о технической точки зрения произойти события, которые описаны в показании (такого-то).

 

Определение механизма и причин дорожно-транспортного происшествия

 

1. Какова техническая причина данного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, выезда на полосу встречного движения, выезда на обочину, в кювет и т. п.).

 

2- Каков механизм данного ДТП.

 

3. По какой полосе двигалось транспортное средство перед столкновением.

 

4. Какие дорожные условия и скорость движения транспортного средства были в момент заноса; не послужили ли они причиной заноса транспортного средства.

 

5. Какую обзорность и видимость имел водитель данного транспортного средства с данного места расположения.

 

6. Какова величина тормозного и полного остановочного пути данного транспортного средства в заданные промежутки времени И пространства.

 

7. За какой промежуток временя данное транспортное средство преодолело заданное расстояние.

 

8. Явились яи причиной опрокидывания транспортного средства дорожные условия; если да, то какое влияние они оказали.

 

9. Не повлияли ли на величину нарастания замедления при экстренном торможении дефекты покрытия проезжей части и не явились ли они причиной дорожно-транспортного происшествия.

 

10. Отвечала ли по условиям видимости и обзорности с места водителя избранная скорость движения транспортного средства (указать какая скорость) требованиям безопасности движения.

 

11. Имеется ли причинная связь между действиями водителя, установленными следствием, судом либо экспертом и фактом опрокидывания транспортного средства (столкновения, наезда и т.п.). Заявляя ходатайство на предварительном следствии идя в суде о назначении экспертизы, необходимо твердо знать, входит ли разрешение поставленных вопросов в компетенцию эксперта-автотехника. Данный перечень поможет разрешить эти затруднения.

 

Комплексная экспертиза

 

Комплексная экспертиза назначается в случаях, когда поставленные вопросы не могут быть решены специалистами одной специальности, когда требуется одновременное и координированное исследование этих вопросов представителями разных специальностей. При назначении для производства экспертизы двух или более экспертов они вправе составить совместное заключение. В заключении должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким пришел выводам. Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту часть его, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные другим экспертом, на это также должно быть указано в заключении. Если в одном постановлении (определении) о назначении экспертизы содержатся вопросы, требующие производства раздельных, не связанных между собой исследований, то по каждому из них составляется отдельное заключение (акт) или сообщение о невозможности дачи заключения. Комплексная экспертиза проводится обычно в отношении одних и тех же объектов. Возможно, например, назначение комплексной автотехнической и медицинской экспертизы- Объектами такой экспертизы являются транспортные средства и тело человека, материалы дела, в которых зафиксированы повреждения, полученные пострадавшими во время дорожно-транспортного происшествия. Пособие для зкспертов-автотехниюв предусматривает постановку перед комплексной автотехнической экспертизой вопросов следующего содержания: - какое было взаимное положение транспортного средства и потерпев-' шего в момент наезда (удара)? - какой частью транспортного средства оставлены следы на потерпевшем или причинены повреждения? - каково было направление травмирующей силы транспортного средства? - каким родом, видом транспортного средства (легковым, грузовым автомобилем, мотоциклом и т.д.) причинены потерпевшему повреждения и оставлены на его теле следы? - находился ли потерпевший в контакте с частями данного транспортного средства. Однако нельзя признать допустимым назначение комплексной медико-автотехнической экспертизы по разноплановым вопросам. Например, нельзя назначить такую экспертизу для решения вопросов о скорости движения автомобиля и причинах смерти пострадавшего пешехода.

 

Комплексная транспортно-трассологическая экспертиза

 

Исследование следов и повреждений транспортных средств по делам о дорожно-транспортных происшествиях занимает особое место и имеет огромное значение. ВНИИСЭ разработал ряд методик транспортно-трассологических исследований, которые дают возможность делать определенные выводы по типичным ситуациям дорожно-транспоргных происшествий, связанных со столкновением, заносом и опрокидыванием транспортных средств. Защитник, участвующий по делам о дорожно-транспортных преступлениях, должен отчетливо представлять себе, какие задачи сегодня может решать транспортная трассологическая и комплексная трассологическая экспертизы. Вот примерный перечень вопросов, на которые может дать ответ экспертиза этого вида.

 

Исследование следов колес транспортных средств

 

1. Являются ли данные следы результатом воздействия колес транспортного сродства. 2. В каком направлении двигалось транспортное средство. 3. Осуществляло ли транспортное средство остановку, торможение, поворот. 4. Каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы; какова модель шины. 5. Какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют особенности шин, отобразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильного развала или дисбаланса колес, пробои я порезы, вздутие протектора и др.) 6. Грузовым или легковым автомобилем оставлены следы (ширина колеи, количество осей, число колес на осях). 7. Какой моделью автомобиля, мотоцикла, автоприцепа, велосипедом какого вида и модели (мужским, детским, подростковым) оставлены следы.

 

Исследование следов гусеничных цепей

 

1. Являются ли данные следа результатом воздействия транспортного средства. 2. Каков механизм образования имеющихся следов (удар, скольжение и прочее). 3. В каком направления в воспринимающей поверхности двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения). 4. Какова (ориентировочно) сила воздействия, явившаяся причиной возникновения следов. 5. Какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы. 6. Каким видом транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации). 7. Транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т. д.) оставлены следы.

 

Исследование следов и повреждений потерпевших - участников ДТП

 

1. Какой частью транспортного средства нанесены повреждения. 2. Экспертам может быть предложено определить по характеру повреждений на теле потерпевшего место нахождения его в салоне, кабине транспортного средства в момент столкновения., наезда. Во ВНЙИСЭ разработана классификация судебных экспертиз и типизация их задач. Перед комплексной автотехнической и трассологической экспертизами в случаях столкновения транспортных средств, их наездов на препятствия и пешеходов могут быть поставлены следующие задачи: - установить положение транспортных средств в момент их столкновения по обнаруженным на транспортном средстве повреждениям: - определить, какова возможная траектория и характер движения транспортных средств (и других, причастных к ДТП объектов) до удара; - установить относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты Времени); - установить направление движения транспортного средства, где произошло ДТП; - определить, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют следы повреждений, либо особенности следов шин; - установить вид транспортного средства, оставившего следы шин, либо по отпечаткам деталей автомобиля на одежде пострадавшего определить марку автомобиля; - по осколкам рассеивателя фары и пружинам крепления стеклофары, обнаруженным на месте происшествия, установить марку (тип) транспортного средства; Приведенный перечень задач, решаемых в настоящее время 'комплексной автотехнической и трассологической экспертизой, нельзя признать исчерпывающим. Однако он свидетельствует, о широких возможностях этого вида экспертизы. В заключение нельзя не отметить некоторые особенности назначения судом автотехнической экспертизы. Суд может назначить .экспертизу в любой момент рассмотрения уголовного дела. Определение суда о назначении экспертизы выносится независимо от того, проводилась ли экспертиза в стадии предварительного расследования. Надо признать законными часто встречающиеся случаи, когда вызванные в судебное заседание эксперты- автотехники допрашиваются судом и сторонами по поводу исследований, проведенных в стадии предварительного расследования без вынесения определения о назначений судебной авготехниче-ской экспертизы, сформулированных вопросов. "Независимо от того, производилась ли экспертиза в стадия предварительного расследования, председательствующий в судебном заседания должен принимать предусмотренные законом меры исследований в судебном заседании обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения, и лишь после этого предлагать участникам судебного разбирательства представить в письменном виде вопросы эксперту... Суд должен огласить все представленные вопросы и выслушать по ним мнение участников судебного разбирательства". o ' Заключение эксперта, данное в суде, не может рассматриваться как результат повторной либо дополнительной экспертизы по отношению к экспертизе, проведенной на предварительном следствии.

 

Основные технические параметры, применяемые автотехнической экспертизой

 

При определении скорости движения автомобиля перед происшествием, расчете тормозного и остановочного путей, расчета возможности предотвращения водителем наезда на пешехода автотехнические эксперты пользуются техническими параметрами. Основными из них, без знания которых адвокат не может осуществлять запилу по делам об автотранспортных происшествиях, являются следующие:

 

- время реакций водителя (t1),

 

- время запаздывания срабатывания тормозного привода (t2),

 

- время нарастания замедления (t3),

 

- коэффициент эффективности торможения (k э)

 

- коэффициент сцепления шин о дорогой (j),;

 

- коэффициент сопротивления качению (f),

 

- замедление при экстренном торможении транспортных средств (j)

 

Комментарии

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 




< Пред.   След. >