20 Август 2018 года
Главная arrow Права потребителей, правила торговли arrow ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Разработаны Комитетом Российской Федерации по торговле (Письмо от 17.03.1994 № 1-314/32-9)

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем — предприятия) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и ор­ганизационно-правовой формы.

2. Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговой деятельности, если такой порядок установлен на данной территории.

3. Основной задачей предприятия является розничная торговля това­рами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товар­ному профилю (типу), а также другими товарами, обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интере­сов покупателей.

4. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется уста­вом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) с соответствующими органами местной администрации при регистрации.

5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлеж­ности), юридический адрес.

6. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли устанавливается по решению органов местной администрации. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, определяется собственником.

7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по оконча­нии рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с ус­тановленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имею­щие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.

В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, нахо­дящиеся в торговом зале (отделе, секции).

За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреж­даются.

8. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ре­монта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель забла­говременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели из­вещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближай­шего предприятия, торгующего аналогичными товарами.

9. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техничес­ким, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установлен­ным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.

Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.

10. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутрен­ние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя.

Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.

II. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже

11. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действую­щими нормативными актами и сопроводительными документами постав­щика (продавца), а также другими необходимыми документами.

12. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае не­возможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

13. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к ка­честву, стандартам.

14. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства,санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.

Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содер­жащимся в нормативно-технических документах.

15. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к про­даже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюжена, куски ткани оп­равлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды, другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предвари­тельно расфасованы и т. д.).

III. Продажа товаров

16. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к ра­боте: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные ма­териалы, контрольно-кассовые машины.

17. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем граж­данам на общих основаниях.               

Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения пре­доставляются на основании законодательных актов Российское Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.

18. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющие качество това­ров, их безопасность для жизни и здоровья людей, и обеспечивать соответ­ствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Основами гражданского Законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.

Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хране­ния, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.

19. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в пред­приятиях торговли и общественного питания.

20. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или дру­гой соответствующей свойствам товара упаковке. Стоимость целлофа­новой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополни­тельно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары..

Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посу­ду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.

21. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, кон­трольные мерные кружки, мензурки, овоскоп, в Предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами, — контрольные метры.

22. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли могут вводиться предельные нормы отпуска товаров одному по­купателю.

23. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых ут­верждается правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными служ­бами в установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению соответствующих органов, также Должны быть лицензии.

24. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная Тор­говля), осуществляется с соблюдением также и этих правил.

 

25. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рас­считываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделия,  карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.

26. При продаже товаров наборами, скомплектованными  торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отка­зать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).

27. Предприятие обязано выдавать покупателю вместе с посулим от­печатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждаю­щий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупа­телем и данным предприятием.

При продаже технически сложных товаров и других непродовольст­венных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается то­варный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. То­варный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.

Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям произво­дится в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст. 17-21 этого Закона.

Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних при­месей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.

28. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более од­ного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен админист­рацией предприятия до двух часов.

29. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администра­цией — до трех суток. Эти товары с табличкой «продано» хранятся по со­хранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания пла­ты за их хранение.

IV. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания

30. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в по­лиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т. д. На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно

 

 

 

31. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упа­ковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.

32. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалах, крон­штейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодиль­ном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.

33. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.

34. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления при­обретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны про­верять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

V. Расчеты с покупателями

35. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обя­зательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных «Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществле-ния ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреж­дений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», утвержденным Поста­новлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года № 745.

Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в на­логовых органах по месту нахождения предприятий торговли в установ­ленном порядке.

36. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания — контролеры-кассиры.

37. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке: кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;

печатает чек на контрольно-кассовой машине;

объявляет покупателю общую стоимость покупок;

называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;

после окончательного расчета кладет полученные от покупателя день­ги в кассовый ящик.

38. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

39. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных пред­приятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.

В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчеты за покупки, состоящие из одного-двух предметов.

 

В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.

40. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.

Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.

VI. Права и обязанности покупателя

41. Покупатель имеет право:

на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначе­нии, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрации отдельных товаров в действии;

проверять цену товара (по сопроводительным документам), правиль­ность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность пока­зания весоизмерительных приборов;

требовать соблюдения положений Правил и других нормативных ак­тов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;

требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;

оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;

в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать прием­ки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;

вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.

42. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:

соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не вхо­дить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предме­тами, не курить в торговом зале;

производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;

при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в из­вестность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобре­тенных в другом магазине;

набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания;

возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.

VII. Информация покупателей

    43. В предприятиях рекомендуется следующая информация для по­купателей:

указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;

фамилия и инициалы работников торгового зала — на их рабочих

местах или нагрудных знаках;

перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;

выписка из правил розничной торговли отдельными товарами;

порядок обмена товаров. В предприятиях, торгующих мясом, схема разруба мяса по сортам;

телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой пред­приятия.

44. В предприятии должны быть все нормативные документы, регла­ментирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со спе­циализацией.

VIII. Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам

45. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требо­ваниям, установленным органами Госсанэпиднадзора, а в продовольствен­ных предприятиях также и специальными санитарными правилами для таких предприятий.

46. Работники в продовольственных предприятиях проходят медицин­ское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.

IX. Контроль за работой предприятия

47. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и служ­бами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пре­делах своей компетенции, а также общественными организациями потре­бителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст. 43 Закона Российской Федерации «О за­щите прав потребителей».

48. Работники контролирующих органов проводят проверки предприя­тий по предъявлении служебного удостоверения или надлежаще оформ­ленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью органи­зации) удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.

49. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администра­ции. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения про­дуктов производится только в санитарной одежде.

50. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который прове­ряющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению не­достатков и нарушении.

51. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работники пред­приятия несут ответственность в соответствии с действующим законода­тельством Российской Федерации, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лише­ния его лицензии или ликвидации.

52. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.

 





< Пред.