17 Август 2017 года
Главная arrow Семейное право arrow ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ РОДИТЕЛЕМ, ПРОЖИВАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО ОТ РЕБЕНКА
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ РОДИТЕЛЕМ, ПРОЖИВАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО ОТ РЕБЕНКА

Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

 

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет пра­во на общение с ребенком, участие в его воспитании, реше­нии вопросов о получении им образования. Родитель, с кото­рым проживает ребенок, не должен препятствовать родителю, проживающему отдельно, общаться с ребенком, если только этот родитель не оказывает отрицательного воздействия на духовное, нравственное и физическое развитие ребенка. Ро­дитель, проживающий отдельно от ребенка, также имеет пра­во на получение информации о своем ребенке из воспита­тельных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных организаций. В пре­доставлении информации может быть отказано только в слу­чае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.

Общение ребенка с родителем, проживающим отдельно, не должно быть формальным, носить характер эпизодических встреч. Между родителем, проживающим отдельно, и ребен­ком должен существовать постоянный, систематический кон­такт. Такое общение должно способствовать полноценному воспитанию ребенка, его развитию, поскольку общение ре­бенка с родителями, а родителей — со своими детьми — слу­жит удовлетворению жизненно важных потребностей как несовершеннолетних, так и взрослых членов семьи.

Родители могут договориться о порядке общения с ребен­ком как в устной, так и в письменной форме. В случае же, если они не достигают соглашения, данный спор может быть раз­решен судом.

Родитель, проживающий отдельно, должен участвовать в воспитании ребенка, и необязательно при личных встре­чах. Благоприятное воздействие на ребенка можно оказы­вать и путем переписки, телефонных переговоров, общения через Интернет. Родитель, проживающий отдельно, не мо­жет непосредственно выбирать для своего ребенка образо нательное учреждение, форму обучения, но он может да­вать ему советы, оказывать необходимую помощь в процес­се поступления в образовательное учреждение и обучения.

Если родитель, с которым проживает ребенок, препятству­ет другому родителю в его общении с ребенком, то он нару­шает не только права этого родителя, но и права ребенка. Един­ственные основания, по которым можно оправдать поведение такого родителя, были указаны выше.

В случае, если родители не могут договориться о порядке общения с ребенком, любая из заинтересованных сторон име­ет право обратиться в суд за разрешением спора. Суд при рас­смотрении такого иска должен учитывать прежде всего инте­ресы ребенка, его возраст, состояние здоровья, привязанность к каждому из родителей, а также то, не причинит ли вред ребен­ку общение с ним родителя, проживающего отдельно (см. образец ).

При подготовке дел данной категории к судебному разби­рательству судья так же, как и при остальных спорах, связанных с воспитанием детей, определяет обстоятельства, имеющие зна­чение для разрешения возникшего спора и подлежащие дока­зыванию сторонами, обращает особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоот­ношения этих лиц с ребенком. Органу опеки и попечительства поручается в процессе подготовки дела к судебному разбира­тельству провести обследование жилых помещений, где про­живает ребенок, и родителя, претендующего на определение порядка общения с ним. Соответствующие акты и заключение орган опеки и попечительства обязан представить в суд, кото­рый оценит их в совокупности со всеми материалами дела.

Для дел такого рода имеют значение следующие обстоя­тельства,

• ограничение ответчиком права истца на общение с ребенком;

• привязанность ребенка к каждому из родителей, брать­ям и сестрам, другим членам семьи;

• возраст ребенка и состояние его здоровья;

• нравственные и иные личные качества родителей (харак­теризующие их данные, уровень образования родителей);

• отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком (как исполняют родители свои родительские обя­занности по отношению к ребенку, как учитывают их интере­сы, имеется ли взаимопонимание между каждым родителем и ребенком);

• возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, их материальное и семейное положение и др.).

Обязанность доказывания этих обстоятельств распределя­ется судами следующим образом.

1. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию истцом:

то, что другой родитель (ответчик) ограничивает его право на общение с ребенком;

^ что ребенок привязан к нему;

что он может и способен заниматься воспитанием детей;

что нравственные и иные личные качества истца (харак­теризующие данные, уровень образования) позволяют ему заниматься воспитанием малолетних детей, уделять необходи­мое время их нравственному и физическому развитию;

 что отношения, существующие между истцом и ребен­ком, хорошие: истец принимает меры по содержанию ребен­ка, учитывает его интересы, имеется взаимопонимание меж­ду истцом и ребенком;

что истец имеет возможность создания ребенку необхо­димых условий для воспитания и развития, что у него имеются необходимые жилищные условия, достаточный заработок, пред­меты мебели и вещи для детей, что режим работы позволяет истцу забирать детей на выходные, праздничные дни и в кани­кулы, а также наличие или отсутствие у истца другой семьи, проживание с ним родственников или иных лиц.

2. Значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию ответчиком:

^ то, что ребенок привязан к нему, что ответчиком обеспечивается взаимоотношение ребенка с другим роди­телем;

•^ что здоровье ребенка не позволяет передавать его ответ­чику на продолжительное время;

•^ что нравственные и иные личные качества ответчика (характеризующие данные, уровень образования, наличие ра­боты, в случае отсутствия — причины незанятости) позволя­ют ему заниматься воспитанием малолетних детей;

•/ что отношения, существующие между ответчиком и ре­бенком, хорошие: ответчик принимает меры по содержанию ребенка, учитывает его интересы, имеется взаимопонимание между ним и ребенком;

•^ что общение с отдельно проживающим родителем мо­жет отрицательно сказаться на нравственном, духовном и фи­зическом развитии ребенка.

Ответчику также необходимо доказывать другие обстоя­тельства, на которых он обосновывает свою позицию.

Таким образом, значимые обстоятельства по делам дан­ной категории в целом тождественны значимым обстоятель­ствам по делам об определении места жительства ребенка. Однако, как видно из приведенных выше значимых обстоя­тельств, здесь большое значение имеет исследование вопроса о том, возможно ли общение ребенка с родителем, прожива­ющим от него отдельно, без ущерба для здоровья ребенка, для его психического, физического, нравственного развития. Так­же подлежит доказыванию то обстоятельство, что ответчик препятствует общению истца с ребенком, не имея на это за­конных оснований. Данное обстоятельство непосредственно является поводом к предъявлению исков подобного характе­ра. поэтому ему нельзя не уделить внимания.

Может возникнуть вопрос: «А для чего необходимо исследовать моральные качества ответчика по таким спорам, доверять ему воспитание детей, наличие заботы ответчика о развитии ребенка, ведь вопрос не ставится об ото­брании у ответчика ребенка?» Представляется, однако, абсо­лютно правильным исследование судами данных обстоя­тельств, поскольку при разрешении споров о детях суды должны прежде всего исходить из интересов несовершенно­летних детей, и возможна такая ситуация, когда при рассмот­рении дела будет установлено, что имеются основания для лишения ответчика (либо истца, либо обеих сторон) родитель­ских прав или их ограничения. Суд не может по своей иници­ативе решить данный вопрос без предъявления соответствую­щего иска, однако он может информировать путем вынесения частного определения органы опеки и попечительства, про­курора о том, что в ходе рассмотрения определенного дела установлены факты, свидетельствующие о нарушении прав детей и требующие немедленного вмешательства указанных органов. Кроме того, по делам данной категории обязательно участие в судебном заседании, как указывалось ранее, орга­нов опеки и попечительства. Это предусмотрено законодате­лем опять-таки специально для того, чтобы эти органы при выяснении фактов нарушения прав детей могли своевремен­но на них отреагировать, вплоть до немедленного отобрания детей у нерадивых родителей и предъявления иска о лишении их родительских прав.

Так же, как и по делам об определении места жительства ребенка, суды по делам об определении порядка общения с ре­бенком в процессе подготовки к судебному разбирательству устанавливают сторонам сроки для представления:

1) истцу — дополнительных доказательств, подтверждаю­щих обстоятельства, указанные выше (см. п. 1), и обстоятель­ства, на которые сторона намерена ссылаться как на основа­ние своих требований;

2) ответчику — для представления письменных возраже­ний относительно исковых требований и доказательств, под­тверждающих обстоятельства, предусмотренные в п. 2, и об­стоятельства, на которые сторона намерена ссылаться как на основание своих возражений.

Своим определением суды обязывают органы опеки и по­печительства соответствующего муниципального образования произвести обследование жилищно-бытовых условий истца и ответчика в местах их проживания и представить составленные по результатам обследования акты и заключение органа опеки и попечительства, подписанное главой администрации муни­ципального образования или уполномоченным на это должно­стным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (с представлением доказательств наличия у него таких пол­номочий), с отражением мнения органа опеки и попечитель­ства по существу возникшего спора, а именно не вредит ли здоровью и развитию детей их общение с родителем, прожива­ющим отдельно, с указанием обстоятельств, послуживших ос­нованием для дачи такого заключения. Указанные документы представляются в установленный судом срок.

Порядок рассмотрения судом дел данной категории не от­личается от порядка рассмотрения дел об определении места жительства ребенка. К участию в рассмотрении дел подобно­го рода суд также привлекает орган опеки и попечительства, который должен дать свое заключение о возможности удов­летворения иска.

При рассмотрении каждого такого дела суд должен кон­кретно определять порядок общения с ребенком родителя, про­живающего отдельно: время, место, продолжительность обще­ния, должно ли оно происходить в присутствии второго родителя, судебного пристава-исполнителя или без их участия — все это указывается в резолютивной части решения суда.

 

 

Комментарии
Добавил: Гость Дата: 2008-02-07 15:16:40
:grin
Это лишь красивые слова
Добавил: Гость Дата: 2008-02-23 10:17:01
Я на практике прошла уже три ступени по данному вопросу, сейчас идет четвертая:опека, 2 суда, приставы.... Ни один закон не работает, коглда папа платит по 500 рублей алиментов, но требует ребенка когда ему этого захочется, да на блюдичке... Или его родители, так настаивавшие в свое время на аборте... Где закон защищающий права матери на спокойную жизнь ее и ее ребенка? Где? Я не давала, не даю и не дам ребенка людям, которые хотят лишь пожирать плоды, а не пахать на грядках!!!! Низачто и никогда!!!!! 
общение с мамой
Добавил: Гость Дата: 2008-09-27 15:07:32
Мама была лишена родительских прав в 2005г,ушла из дома т.к. муж избивал ее,ребенок все года находился с отцом, который менял мам через полгода. Имеет ли бабушка право познакомить ребенка с родной мамой, ребенку 7лет и спрашивает где же его родная мама?
Хочу спросить на это сообщение:
Добавил: Гость Дата: 2009-10-28 10:23:51
Мама была лишена родительских прав в 2005г,ушла из дома т.к. муж избивал ее,ребенок все года находился с отцом, который менял мам через полгода. Имеет ли бабушка право познакомить ребенка с родной мамой, ребенку 7лет и спрашивает где же его родная мама?  
 
-А где сама эта мама?? Если б она любила ребенка и жила пусть простенько, но чисто - как на могла забыть о ребенке?? А на все избеения - есть милиция. Конечно если в милицию придет грязная и вонючая женщина - ктож с ней говорить то будет??
Задавать вопросы только в блоге:
Добавил: Гость Дата: 2010-03-14 02:06:18
Вопросы и ответы в блоге
Мамаш, которые не дают отцам общаться с
Добавил: Гость Дата: 2010-04-27 15:49:29
Мамаши если вы не позволяете детям общаться со своим отцом вы тем самым тешите свое эго. Вы думаете, что вы досаждаете вашему бывшему половому партнеру, а на самом деле вы крадете у собственного ребенка возможность вырасти полноценным человеком, лишенным комплексов. То что одинокие мамаши в большинстве своем дуры это факт не требующий доказательств. Лишь единицы поистине мудрые женщины всячески поощряют своих детей к общению ни смотря ни на что. Между отцом и ребенком существует незримая связь и только отец может понимать что твориться в душе у его ребенка. Я бы всех непокорных сек розгами пока не поумнели.

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:







< Пред.   След. >