11 Декабрь 2017 года
Главная arrow Автотехническая экспертиза arrow Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при перекрестных столкновениях
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при перекрестных столкновениях

Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при перекрестных столкновениях (при повороте налево и перестроении).

 

Рассматриваются ситуации, возникающие при движении транспортных средств, когда они первоначально движутся в одном направлении, затем переднее ТС поворачивает налево, а заднее продолжает движение в прямом направлении как на перекрестке, так и вне его. Главный вопрос, который предстоит решить эксперту при анализе таких ситуаций, это вопрос о том, кому из участников движения принадлежит право на первоочередное движение в намеченном направлении.

 

  Ситуация А. Заднее ТС 2 следует по той же полосе движения, что и переднее ТС 1. Оба ТС занимают    крайнюю левую полосу для своего направления движения. Боковой интервал между направлениями движения ближних друг к другу по ширине габаритных точек ТС отсутствует (рис. 8). Водитель ТС 1 совершает поворот налево. Водитель ТС 2 пытается совершить обгон (объезд) по стороне встречного движения. Столкновение происходит на стороне встречного движения. Применительно к данному ДТП действия водителя ТС 1 в сложившейся ситуации регламентированы требованиями п. 8.1, 8.2, 8.5 или 13.1 Правил дорожного движения РФ:

 

"8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны- рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения".

 

"8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности".

 

"8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение".

 

"13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

 

Этим же правилам должны руководствоваться между собой водители трамваев". Действия водителя ТС 2 регламентированы требованиями п. 11.1, абзац 2; п. 11.2 и 11.5, абзац 1 (при обгоне на перекрестках), если водитель ТС 2 приступал к опережению движущегося ТС 1, и 8.1, 8.2, 8.9 ПДД РФ, если водитель ТС 2 приступил к опережению стоявшего ТС 1 с включенным сигналом левого поворота. Пункт 11.1 гласит: "Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что ...транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево...".

 

В п. 11.2 сказано "Обгонять безрельсовое транспортное средство. разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны". Согласно п. 1.5 "обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа)". Если в ситуации 1 нанесена разметка в виде сплошной линии, то ее пересечение для водителя ТС 2 запрещено. Пункт 8.9 гласит: "В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа". Таким образом, в данной ситуации, если водитель ТС 1 подал сигнал о повороте налево он, согласно положению п. 8.2, не имеет преимущества вообще (например, перед встречными ТС или в ситуации А1), но согласно вышеприведенным пунктам ПДД РФ имеет преимущество перед ТС 2, и несоответствий в его действиях требованиям п. 8.1, 8.2, 8.5 по повороту налево нет. Он не обязан уступать дорогу водителю ТС 2, за исключением случая А1 (см. ниже). Если водитель ТС 1 подал сигнал поворота налево, но еще не приступил к выполнению поворота, то согласно требованиям п. 11.1, абзац,2, водитель ТС 2 не должен начинать обгон, ему следует стоять и ждать, когда ТС 1 освободит ему проезд. Если водитель ТС 1 подал сигнал поворота налево и начал двигаться в этом направлении, то согласно требованию п. 11.2 водитель ТС 2 вправе обгонять его справа, если правая полоса свободна на достаточном расстоянии. В том случае, когда данная ситуация складывается на перекрестке, водитель ТС 2 в зависимости от конкретных обстоятельств должен руководствоваться еще и требованиями п. 11.5. Менее однозначны требования, имеющие отношение к преимуществу в ситуаций, когда водитель ТС 1 подал сигнал поворота налево и стоит (например, ожидая проезд встречного транспорта). Если до остановки ТС 1 ТС 2 не находилось на встречной полосе, т.е. не опережало движущееся ТС 1, то действия его водителя не подпадают под определение понятия "обгон", данное в ПДД РФ. Это маневр объезда препятствия, требования к которому конкретно в ПДД РФ не регламентированы. В частности, в п.п. 8.1. в аспекте "безопасности" требования не конкретны, в части "несоздания помех" зависят от наличия либо отсутствия преимущества, что и нужно первоначально определить. Поэтому в данном случае помимо требований п. 8.1 и п. 8.2 в оценке действий водителя ТС 2 следует принимать во внимание и п. 8.9 ПДД РФ. Водитель ТС 2 не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, пока ТС 1 не освободит ему полосу. Таким образом, действия водителя ТС 2 в данной ситуации А не соответствовали требованиям п. 11.1 (11.2, 11.5), если ТС 1 двигалось, или если ТС 1 стояло до выезда ТС 2 на встречную сторону (п. 8.1. или точнее 8.9 ПДД РФ).

 

Ситуация А1. И только в случае, если следствием установлено, что водитель ТС 2 в процессе обгона ТС 1 в разрешенном месте начал движение по встречной стороне ранее, чем ТС 1 остановилось, или при повороте ТС 1 без остановки ранее, чем у ТС 1 загорелся сигнал поворота налево, водитель ТС 1, должен руководствоваться требованиями п. 11.3 ПДД РФ: "Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями". Здесь поворот налево можно расценить как те "иные действия" водителя ТС 1, которые не соответствовали требованиям п. 11.3. С технической точки зрения эксперт имеет достаточно оснований для того, чтобы считать, что действия водителя ТС 1 регламентированы требованиями п. 11.3 ПДД РФ в случае, когда в момент загорания сигнала поворота наТС 1 ТС 2 находилось от места столкновения на удалении, не превышающем сумму габаритной длины ТС 2 и дистанции между ТС 1 и ТС 2, необходимой для обгона.

 

Действия водителя ТС 2 в данном случае определяются требованиями п. 10.1 (абзац 2) ПДД РФ и их соответствие (несоответствие) оценивается по общепринятой экспертной методике . "При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность судебного дорожно-транспортного эксперта, установление момента возникновения опасности для движения находится в компетенции следствия (суда). Поскольку в такой ситуации подача сигнала водителем ТС 1 с технической точки зрения не дает ему преимущества перед ТС 2, и сторона, по которой обгоняет ТС 2, для него также является не своей, а встречной, то возникновение опасности, с технической точки зрения, представляется более обоснованным в момент видимого начала движения ТС 1 налево, чем в момент наступления возможности для водителя ТС 2 обнаружить сигнал поворота или в момент пересечения ТС 1 осевой линии. Ситуация Б. Заднее ТС 2 следует по той же полосе движения, что и переднее ТС 1. Эта полоса не является крайней левой для данного направления движения. Боковой интервал между направлениями движения ближних друг к другу габаритных точек ТС отсутствует (см. рис. 9). Прежде всего, эксперту следует выяснить у следствия (суда), совершал ли водитель ТС 1 перестроение на крайнюю левую полосу или поворот сходу.

 

ПЕРЕСТРОЕНИЕ

 

Применительно к данному ДТП, помимо требований п. 8.1, 8.2, 8.5, (8.7) (13.12 o- на перекрестке), действия водителя ТС 1 регламентированы еще и требованиями п. 8.4. ПДД РФ. Пункт 8.4 гласит: "При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа". В пункте 8.7 сказано: "Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим, транспортным средствам".

 

Действия водителя ТС 2 регламентированы требованиями п. 8.4 или 11.1, абзац 2, 11.2 и 11.5, абзац 1 (при обгоне на перекрестках) (ситуация Б1) (см. ниже), если водитель ТС 2 приступил к опережению по соседней полосе движущегося ТС 1, и требованиями п. 8.4, если он приступил к опережению ТС 1, стоявшего с включенным сигналом левого поворота и затем приступившего к перестроению налево. Если водитель ТС 2 не осуществлял перестроения до подачи сигнала водителем двигавшегося ТС 1, а следовал за ним в том же направлении, то водитель ТС 1 перед подачей сигнала поворота налево должен был уступить дорогу ТС 2 согласно требованиям п. 8.4. Затем должен подать сигнал (п. 8.2), осуществить построение (п. 8.1) в крайнюю левую полосу (п. 8.5), выключить сигнал (п. 8.2), убедиться в безопасности (п. 8.1), вновь включить сигнал (п. 8.2) и приступить к повороту. Таким образом, если столкновение произошло в процессе перестроения ТС 1, то в данном случае действия водителя ТС^1 не соответствовали требованиям п. 8.4 ПДД РФ. Действия водителя ТС 2 здесь определяются требованиями п. 10.1 ПДД РФ и оцениваются экспертом по традиционной схеме (см. лекцию 7,4. 1). Если водитель ТС 2, находясь левее ТС 1, начал перестроение до подачи сигнала водителем двигавшегося ТС 1, то при перестроении водитель ТС 1 имеет преимущество перед ТС 2 и не должен уступать ему дорогу. Тогда если столкновение произошло в результате" перестроения ТС, то действия водителя ТС 2 не соответствовали требованиям п. 8.4, как и в случае начала опережения слева стоявшего ТС 1.

 

Ситуация Б 1. Поворот.

 

Если ТС 1, совершавшее поворот, было крупногабаритным или водитель ТС 1 совершал поворот в условиях одностороннего движения с занятой левой полосой и таким образом он фактически осуществлял не перестроение, а сходу поворот согласно п. 8.7 ПДД РФ, то данная ситуация принципиально не отличается от ситуации А (А1), и действия водителей ТС 1 и ТС 2 оценивают в данном случае так же, как и в ситуации А (А1). Если водитель ТС 1 имел возможность осуществить поворот из соответствующего крайнего левого положения проезжей части своего направления, а осуществлял его не из такового, то его действия не соответствовали требованиям п. 8.5 ПДД РФ. Значит, он не имел преимущества перед ТС 2, и его действия не соответствовали также требованию п. 8.1 "не создавать помех другим участникам движения". Кроме того, в данной ситуации действия водителя ТС 2 не соответствовали требованиям п. 11.1, абзац 2 или 11.2 или 11.5 (см. ситуацию А), если ТС 1 двигалось (поворот "сходу") и 8.1 и 8.9 ПДД, если ТС 1 стояло до начала движения ТС 2 по соседней полосе. Если следствием установлено, что водитель ТС 2 в процессе обгона ТС 1 в разрешенном месте начал движение по соседней полосе ранее, чем ТС 1 остановилось, или при повороте ТС 1 налево не из крайнего положения (без остановки), ТС 2 начало движение ранее, чем у ТС 1 загорелся сигнал поворота налево, действия водителя ТС 1 не соответствовали еще и требованиям п. 11.3 ПДД РФ. Действия водителя ТС 2 в данном случае определяются требованиями п. 10.1, абзац 2, и их соответствие (несоответствие) оценивают по традиционной схеме. При выполнении какого конкретно действия водителя ТС 1 -перестроения или поворота налево - произошло столкновение, устанавливает следствие (суд) и задает эксперту как исходное данное, Ситуация В. Заднее ТС 2 следует прямо по соседней (слева от ТС 1) полосе своего направления движения. Между направлениями движения ближних друг к другу по ширине габаритных точек столкнувшихся ТС имеется боковой интервал (см. рис. 10). Водитель ТС 1 совершает движение в направлении налево. Прежде всего эксперту следует выяснить у следствия (суда), совершал ли водитель ТС 1 перестроение на крайнюю левую полосу перед поворотом налево или поворот "сходу".

 

Перестроение

 

Если установлено, что водитель ТС 1 совершил указанное перестроение, то его действия не соответствовали требованиям п. 8.4 ПДД РФ, обязывающего водителя уступить дорогу ТС 2, движущемуся попутно без изменения направления движения. Поворот "сходу" Если Же установлено, что водитель ТС 1 совершил такой поворот, то его действия регламентируются помимо требований 8.1 и 8.2 еще и требованиями п. 8.5 или 8.7 ПДД РФ. Если ситуация (по габаритам ТС 1, дорожным условиям и т.п.) подпадала под действие п. 8.5, то действия водителя ТС 1, совершавшего. поворот не из крайнего левого положения на проезжей части своего направления движения, не соответствовали требованиям этого пункта. Ситуация также может подпадать под действие п. 8.7, который предусматривает обеспечение безопасности движения и не создание помех другим ТС.

 

Водитель ТС, следующего прямо по своей полосе в разрешенном направлении без изменения движения, всегда (кроме специально оговоренных в разделе ПДД РФ случаев) имеет преимущество перед маневрирующим на его полосу ТС. Действия водителя ТС 1 не соответствовали требованиям п. 8.7 ПДД РФ. Поскольку ТС 2 не выезжало из занимаемой полосы, действия его водителя не подпадают под понятие "обгон", установленное ПДД РФ. Действия водителя ТС 2 в данной ситуации регламентированы требованиями п. 10.1, абзац 2 ПДД РФ, и оценку соответствия (несоответствия) действий водителя ТС 2 этим требованиям проводят по традиционной экспертной схеме.

 

При этом установление момента возникновения опасности для движения относится к компетенции следователя (суда). Поскольку в такой ситуации обнаружение водителем ТС 1 сигнала с технической точки зрения не дает ему преимущества перед ТС 2 (п. 8.2), то возникновение опасности для движения ТС 2 с технической точки зренияпредставляется более обоснованным в момент видимого начала движения ТС 1 налево, чем в момент наступления возможности для водителя ТС 2 обнаружить сигнал поворота, включенный на ТС 1.

 

Пример. Автобус ЛиАЗ-677М, технически исправный, без нагрузки, с места, после остановки, от правого края двухполосной проезжей части общей шириной 6 м в каждом направлении движения совершал поворот налево на съезд к АЭС шириной 5 м. Автомобиль "Опель-Кадетт", технически исправный, без нагрузки, следовал со скоростью 50 км/ч по соседней слева от ЛиАЗа полосе в попутно"! направлении; прямо, без изменения направления движения. Увидев маневр ЛиАЗа, водитель Опеля применил торможение, однако произошел удар на полосе Опеля его передней частью в середину левой боковой части ЛиАЗа. Водитель ЛиАЗа включил сигнал, совершал поворот со средней скоростью 10-15 км/ч и до удара преодолел расстояние 5 л". o Следов торможения Опеля на проезжей части не зафиксировано. Действия водителя ЛиАЗа в данной ситуации не соответствовали требованиям п. 8.7 ПДД РФ, поскольку, хотя с учетом габаритов и данных дорожных условий он имел право произвести поворот, отступая от требования п. 8.5 ПДД, но только при условии обеспечения безопасности движения. 1} данном случае это условие заключалось в том, чтобы уступить дорогуавтомобилю "Опель-Кадетт". Действия водителя автомобиля "Опель-Кадетт" регламентируются требованиями п. 10.1 (абзац 2) ПДД- Не представляется возможным определить в полной мере экспертным путем, соответствовали ли его действия требованиям п. 10.1 (абзац 2) ПДД РФ, в связи с отсутствием данных о перемещении "Опеля" в заторможенном состоянии для расчета технической возможности предотвратить наезд при возникновении опасности для движения.

Комментарии
Добавил: Гость Дата: 2005-11-30 21:22:54
:zzz
Добавил: Гость Дата: 2006-04-28 17:38:00
:zzz :zzz :zzz
Сергей
Добавил: Гость Дата: 2008-10-24 22:50:09
Куда обращаться,если суд принимает противоположное решение?
Re:
Добавил: Гость Дата: 2008-10-27 19:19:06
Обжаловать в соответствии с порядком, предусмотренным ГПК РФ

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 




< Пред.   След. >