11 Декабрь 2017 года
Главная arrow Торговля,защита прав потребителей arrow ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА С НЕДОСТАТКАМИ
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА С НЕДОСТАТКАМИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА С НЕДОСТАТКАМИ

 

В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребите­лей" требования к качеству товаров подлежат обязательно­му исполнению. Но это правило далеко не всегда удается реализовать. Товар (работа, услуга) может содержать определенные недостатки, которые могут быть простыми или существенными. Эти понятия имеют очень большое значе­ние, поскольку их обнаружение является основанием для применения к изготовителям, продавцам и исполнителям различных мер юридической ответственности, предусмотренных как общегражданским законодательством, так и За­коном "О защите прав потребителей".

Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие то­вара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (ра­боты, услуги).

 

Существенный недостаток товара (работы, услуги) — не­достаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устране­ния, либо для устранения которого требуются большие зат­раты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

 

Потребитель, которому продан товар ненадлежа­щего качества вправе по своему выбору потребовать (п. 1 ст. 18 Закона):

 

  • безвозмездного устранения недостатков товара или воз­мещения расходов на их устранение потребителем или тре­тьим лицом;

     

  • соразмерного уменьшения покупной цены;

     

  • замены на товар аналогичной модели (марки);

     

  • замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

     

  • расторжения договора купли-продажи.

     

Рассмотрим каждое из перечисленных требований в отдельности.

 

Требование о безвозмездном устранении недостатков товара потребитель вправе предъявить продавцу, изготовителю либо организа­циям, выполняющим их функции на основании договора. В случае предъявления такого требования гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался потребителем. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованиями об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения (п. 3 ст. 20 Закона), При этом, если в товаре в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или состав­ная часть, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь исчисляется зано­во (п, 4 ст. 20 Закона), а гарантийный срок на товар в це­лом, как указано выше, продлевается.

 

Требование о возмещении расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом  широкого распространения на прак­тике не получило. Однако может возникнуть такая ситуация, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу. Потребитель имеет полное пра­во поступить именно так, а затем потребовать возмещения своих расходов, если он их понес в связи с исправлением недостатков товара.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей его функции на основа­нии договора. Изготовителю предъявить это требование по­требитель не может. Удовлетворение требования о соразмерном умень­шении покупной цены возможно в трех вариантах: 

 

  1. Потребителю может быть выплачена среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая опреде­ляется экспертами либо сторонами путем исследования цен на выполнение ремонтных работе местности, в которой проживает потребитель.

     

  2. Выплате подлежит сумма, соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении сум­мы, подлежащей выплате в соответствии с установленным процентом, за основу расчетов берется цена товара на мо­мент удовлетворения требования в случае увеличения цены товара, а при уменьшении — цена на день покупки.

     

  3.  Выплачивается сумма, которую продавец и потребитель счита­ют соответствующей компенсацией за недостатки товара по обоюдному согласию.

     

При удовлетворении требования потребителя о замене товара на аналогичный товар ему может быть предоставлен товар другого цвета и даже другой марки или модели. Самое главное, товар должен быть аналогичным, иметь те же потребительс­кие свойства, что и товар, требующий замены, но каче­ственный. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. При этом, соглас­но п. 1 ст. 504 ГК РФ, потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой на день замены.  В случае если замена товара с недостатками на товар ана­логичной марки невозможна в связи с тем, что такой товар снят с производства или прекращена его поставка, то обя­зательство продавца в части замены товара прекращается из-за невозможности его исполнения. Потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» тре­бований. Обязанность доказывания невозможности замены товара, а также принятие всех необходимых мер для выпол­нения требований лежит на продавце.

 

При замене товара на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены потребительские свойства товаров су­щественно различаются, существенно различаются и их цены. Поэтому производится соответствующий перерасчет стоимо­сти товаров. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставляемого взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, разница в ценах выплачивается потребителю. Причем, в этих расчетах цена товара, подлежащего замене, применяется на день предъявления требования, если она к этому моменту повысилась, и на день покупки, если пони­зилась. Цена товара, предоставленного для замены, приме­няется всегда на момент предъявления требования. Если же требование потребителя в добровольном порядке не было удовлетворено, то в соответствии с п. 2 ст. 504 ГК РФ по­требитель вправе производить расчеты исходя из цен това­ров на момент вынесения решения суда, поскольку цены увеличились с момента предъявления требования. Требование о замене товара на такой же товар другой марки потребитель вправе предъявить только продавцу (организации, выполняющей его функции на основании договора).При предоставлении на время ремонта или замены по­требителю аналогичного товара в пользование, доставку та­кого товара во всех случаях осуществляет продавец (изгото­витель) (п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона).Доставка малогабаритных товаров и товаров весом 5 кг и менее для ремонта, уценки, замены и возврат их осуществ­ляется потребителем. А в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг осуществляется силами и за счет продавца (изготовите­ля). Если же эта обязанность не выполнена, потребитель сам вправе доставить товар и потребовать возмещения своих рас­ходов.

 

При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе требовать возмещения убытков. Если потреби­тель обращается к продавцу, то он вправе при расторжении договора требовать возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков, а если требование предъявляется изготовителю, потребитель вправе настаивать только на воз­врате стоимости товара (п. 3 ст. 18 Закона). Например, потребитель приобрел крупногабаритный то­вар. За доставку товара потребитель понес расходы. При рас­торжении договора купли-продажи с продавцом потреби­тель вправе требовать возмещения и этих расходов, наряду с другими убытками, а с изготовителя нет. Причем, в соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ при возвра­те покупателю уплаченной за товар денежной суммы прода­вец не вправе удерживать из нее сумму, на которую пони­зилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств. Это же положение относится и к изготовителю. Основанием для удовлетворения вышеназванных требо­ваний потребителя согласно п. 2 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" является договор между ним и продав­цом или организацией, выполняющей функции продавца. В соответствии со ст. 493 ГК РФ он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупате­лю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Причем выдача указанного документа является обязанностью продавца.

 

Потребитель сам выбирает, каким именно из вышепере­численных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Из этого правила есть 3 исключения.

 

1.    В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требо­вания, а лишь требования о безвозмездном устранении не­достатков, а также о соразмерном уменьшении покупной цены. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостат­ков. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. В этот перечень (утвержденный постановлением Прави­тельства от 13 мая 1997г.) входят такие товары как авто­транспортные средства, мотоциклы, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, сельскохозяйственные тракторы и некоторые другие виды товаров.

 

2.    В отношении товаров, закупленных про­давцом по договору комиссии для последующей реализации потребителям, требования потребителя об устранении недо­статков и о замене товара на товар аналогичной марки удов­летворяются только с согласия продавца. Настаивать на удов­летворении этих требований потребитель не вправе, он мо­жет предъявить продавцу иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой же товар другой марки, о расторжении договора купли-про­дажи.

 

3.    По товарам, на которые установлены сро­ки годности, потребитель вправе предъявить по своему вы­бору 2 требования: о замене товара или о возврате уплачен­ной за него суммы. Эти требования по­требитель вправе предъявить только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Например, купленные консервы, срок хранения которых 6 месяцев, хранились в течение 3-х месяцев. От­крыв их, потребитель обнаружил, что консервы испорти­лись. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.

 

Продавец, изготовитель либо предприятие, выполняющие их функции, освобожда­ются от ответственности, если докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем пра­вил пользования. При этом бремя доказывания возлагается на продавца, изготовителя. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.

 

В случае возникновения спора о причинах недостат­ков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Однако, если в результате экспертизы товара ус­тановлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных пра­вил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, потреби­тель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведе­нием расходы на хранение и транспортировку товара.

 

В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за невыполнение (задержку выполнения) требований потре­бителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном умень­шении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора куп­ли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предостав­лении товара в пользование на время ремонта или замены продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю за каждый день про­срочки неустойку в размере 1 % от цены товара. Во всех указанных случаях взыскиваемая неустойка яв­ляется штрафной, то есть уплачиваемой независимо от воз­мещения потребителю причиненных ему убытков.

 

При этом неустойка исчисляется, исходя из следующего. Если тре­бование потребителя, за просрочку удовлетворения которо­го предусмотрена неустойка, удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляет­ся исходя из цены товара в день удовлетворения требова­ния, существовавшей в том месте, где требование было удов­летворено. Если требование потребителя добровольно удовлетворе­но не было, то неустойка исчисляется исходя из цены това­ра на момент вынесения решения суда, существующей в той местности, где требование должно было быть удовлет­ворено.

 

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона требование потребите­ля об уплате неустойки подлежит удовлетворению в добро­вольном порядке. Но если потребитель не предъявил требо­вание об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишен возможности обратиться в суд с требованием о при­нудительном взыскании неустойки.

 

При рассмотрении исковых требований о взыскании не­устойки, предусмотренной Законом РФ "О защите прав потребителей", суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе умень­шить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие "явно несоразмерна" за­конодательством не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки.

 

По общему правилу, требования по поводу недостатков товара потребитель вправе предъявить, если недостатки то­вара обнаружены в течение гарантийных сроков или сроков годности, установленных изготовителем. В случае выявления суще­ственных недостатков товара, допущенных по вине изгото­вителя, потребитель вправе предъявить изготовителю тре­бование о безвозмездном устранении недостатков по исте­чении гарантийного срока, установленного на товар изгото­вителем, в случае отсутствия такого срока — в течение 6 месяцев со дня передачи товара потребителю, а в отноше­нии недвижимого имущества в течение не более чем двух лет со дня передачи его потребителю. Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы товара или в течение десяти лет со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем такого требования потреби­тель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, а именно: о соразмерном уменьшении покуп­ной цены товара или о замене, товара на такой же товар другой марки, модели (п. 5 ст. 19 Закона).

 

Если продавец отказывает покупателю в удовлетворении претензии, потребитель имеет право обратиться в суд.

 

В отличие от общего правила, предусмотренного Гражданским Кодексом РФ (ст. 396), согласно которому в случае уплаты неустойки и возмещения убытков при неисполнении должником обяза­тельства он может быть освобожден от исполнения обяза­тельства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором, специальные нормы ГК РФ (например, ст. 505) и Закон РФ "О защите прав потребителей" устанавливает общее требование реального исполнения.

 

Продавец (изготовитель) вправе отказаться от удовлет­ворения требований потребителя по поводу недостатков то­вара, если:

  • требования заявлены по поводу недостатков, которые были оговорены при заключении договора купли-продажи;

     

  • недостатки, по поводу которых заявлено требование, возникли после передачи товара потребителю, в результате нарушения потребителем установленных правил использо­вания, хранения или транспортировки, действий третьих лиц или непреодолимой силы и это доказано продавцом (изготовителем) на основании договора с ним;

     

  • потребитель не представил товарный (кассовый) чек, а в отношении товаров, на которые установлены гарантий­ные сроки, технический паспорт или иной заменяющий его документ.

     

 

Комментарии

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 




< Пред.   След. >