15 Сентябрь 2019 года
Главная
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Блог
Студентам

Управление промышленным комплексом

Список статей
Управление промышленным комплексом
Страница 2
Страница 3

В настоящее время на федеральном уровне сложился ряд ор­ганов исполнительной власти, деятельность которых непосредствен­но связана с управлением промышленным производством в целом или его отдельными отраслями.

Министерство промышленности, науки и технологий Россий­ской Федерации (Минпромнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено осуществ­ление разработки и реализации государственной промышленной политики, определение путей и методов ее эффективного регули­рования, обеспечивающих устойчивое развитие РФ. В Положении о нем, утвержденном Правительством РФ 26 октября 2000 г. оп­ределены его основные задачи: разработка и реализация единой государственной промышленной политики, совершенствование ме­ханизмов и форм ее реализации в целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности организаций про­мышленности; государственное регулирование и проведение струк­турных преобразований в металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, целлюлозно-бумажной и в других областях, относящихся к сфере его ведения, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнитель­ной власти и др.

В процессе своей деятельности Минпромнауки России осуще­ствляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятель­ности по формированию государственной промышленной политики; формирует и обеспечивает совместно с заинтересованными феде­ральными органами исполнительной власти реализацию единой государственной промышленной политики; разрабатывает програм­мы реструктуризации отраслей промышленности, находящихся в его ведении, и совместно о другими федеральными органами испол­нительной власти организует их выполнение.

Министерство разрабатывает предложения по совершенство­ванию ценового регулирования в отраслях, относящихся к его ве­дению; разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственную политику в области рефор­мирования предприятий; участвует в формировании государствен­ной политики по вопросам приватизации и управления федераль­ным имуществом; осуществляет лицензирование видов деятельно­сти в отраслях промышленности; участвует в разработке и реали­зации мер по защите отечественных производителей промышлен­ной продукции на внешнем и внутреннем рынках и т. п.

Министерство энергетики Российской федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса РФ и осуществляющим координацию дея­тельности в ней иных федеральных органов исполнительной власти. Оно осуществляет свою деятельность, руководствуясь федеральны­ми законами: "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 г., Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 12 октября 2000 г., и другими правовыми актами.

В соответствии с названным Положением оно формирует со­вместно с другими федеральными органами исполнительной влас­ти предложения по энергетической политике РФ и реализует ее; организует обеспечение потребности экономики и населения в топ­ливе и энергии.

Минэнерго России призвано координировать деятельность орга­низаций электро- и теплоэнергетики, нефтедобывающей, нефте-перерабатывающей, угольной, сланцевой и торфяной про­мышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, нетрадиционной энергетики, спе­циализированных машиностроительных, строительных организаций, организаций, обслуживающих топливно-энергетический комплекс (ТЭК), и других организаций независимо от формы собственности по вопросам его ведения. Совместно с другими федеральными орга­нами исполнительной власти Министерство формирует прогнозы социально-экономического развития ТЭКа, разрабатывает феде­ральные целевые программы его развития, участвует в их реали­зации. На него возложены разработка и реализация с участием ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ региональной полити­ки в области ТЭКа.

К его функциям относится участие в совершенствовании эко­номического механизма регулирования деятельности организаций ТЭКа, в государственном регулировании инвестиционного процес­са в нем; решение совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления вопросов раз­мещения и строительства крупных объектов ТЭКа; разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти мероприятий по реструктуризации угольной промышлен­ности; осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов и обеспечение контроля и надзора за качеством и рациональным использованием нефти, газа, угля, торфа, тепловой и электрической энергии и др.

Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложено обеспечение проведения государ­ственной политики в области создания и ликвидации ядерных за­рядов и ядерных боеприпасов и атомной энергетики, осуществле­ние государственного управления использованием атомной энергии, координация в этой сфере иных федеральных органов исполнитель­ной власти.

Организация и деятельность Минатома России строится в со­ответствии с федеральными законами: "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г., "О радиационной безопасности на­селения" от 9 январи 1996 г., Положением о Министерстве Россий­ской Федерации по атомной энергии, утвержденным Правитель­ством РФ 5 апреля 1997 г., и другими правовыми актами. Минатом России проводит научно-техническую, инвестиционную, структурную, конверсионную политику в области использования атомной энергии; управляет в пределах сво­ей компетенции деятельностью предприятий и организаций ядер­ного комплекса; разрабатывает федеральные и отраслевые нормы и правила в области использования атомной энергии; участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ в обла­сти использования атомной энергии; совершенствует структуру управления ядерным комплексом.

В пределах своей компетенции Минатом России несет ответ­ственность за состояние и развитие ядерного, оружейного и энер­гетического комплексов РФ, обеспечивает безопасность предприя­тий ядерного комплекса; проводит организационно-технические ме­роприятия, направленные на обеспечение экологической безопасно­сти в местах размещения предприятий организаций ядерного ком­плекса; обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение международных обязательств РФ в области использования атомной энергии; участвует в работах по разоружению и нераспростране­нию ядерного оружия и др.

Российское агентство по судостроению (Россудостроение) обес­печивает реализацию государственной политики в области судостро­ительной промышленности. Являясь федеральным органом испол­нительной власти, оно осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и иные функции в сфере судостро­ительной промышленности. Его правовой статус закреплен в Поло­жении о Российском агентстве по судостроению, утвержденном Пра­вительством РФ 21 декабря 1999 г.

Россудостроение осуществляет управление государственными предприятиями и организациями судостроительной промышленно­сти. Оно формирует и обеспечивает реализацию совместно с заин­тересованными федеральными органами исполнительной власти государственной промышленной политики в сфере судостроения;

организует и координирует работы по военному судостроению и судостроению двойного назначения; обеспечивает выполнение фе­деральных целевых программ в области судостроения и морской техники; проводит реструктуризацию и конверсию судостроитель­ной промышленности.

Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим реализацию государственной политики, координацию и го­сударственное регулирование деятельности предприятий и органи­заций в области проведения работ по боевой ракетной технике. Согласно Положению о Российском авиационно-космическом агентстве, утвержденному Правительством РФ 25 октября 1999 г., его основными задачами являются: организация и координация работ, выполняемых ракетно-космической промышленностью по боевым ракетным комплексам стратегического назначения; осуще­ствление контроля и совершенствование порядка создания и про­изводства ракетных и космических комплексов; разработка феде­ральной целевой программы развития гражданской авиационной техники; формирование и обеспечение реализации государственной промышленной политики в области авиационной и ракетно-косми­ческой техники, а также разработка и организация выполнения программы развития, конверсии и структурной перестройки авиа­ционной и ракетно-космической промышленности.

В управлении промышленностью участвует Российское аген­тство по системам управления (РАСУ), правовой статус которого закреплен в Положении о нем, утвержденном Правительством РФ 23 декабря 1999 г. РАСУ является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в области ра­диопромышленности. Оно обеспечивает реализацию государствен­ной политики в области радиопромышленности, электронной про­мышленности и промышленности средств связи, осуществляя ру­ководство государственными предприятиями и организациями ра­диоэлектронной промышленности.

Основными задачами Агентства являются: формирование и обеспечение реализации совместно с заинтересованными федераль­ными органами исполнительной власти государственной промыш­ленной политики в сфере радиоэлектроники и систем управления;

обеспечение выполнения федеральных целевых программ в сфере радиоэлектронной промышленности; проведение реструктуризации и конверсии радиоэлектронной промышленности; реализация госу­дарственной политики в области стандартизации, унификации, мет­рологии и управления качеством радиоэлектронной техники.

К органам в сфере управления промышленностью относится Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), Положе­ние о котором утверждено Правительством 31 января 2000 г. Со­гласно этому Положению РАВ является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере промышленности обычных вооружений. Оно обеспечивает реализа­цию государственной политики в сфере промышленности обычных вооружений. В его ведении находятся государственные предприя­тия и организации промышленности обычных вооружений.

Основными задачами Агентства являются: формирование и обеспечение реализации в установленном порядке промышленной политики в сфере промышленности обычных вооружений; разработ­ка с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проектов федеральных целевых программ в сфере промышленности обычных вооружений с последующим обеспечением выполнения названных программ; проведение рест­руктуризации в конверсии промышленности обычных вооружений.

К основным задачам Росавиакосмоса, РАСУ, РАВ относится также обеспечение промышленной и экологической безопасности на подведомственных им предприятиях и в организациях.

На агентства возложены государственное регулирование и ко­ординация деятельности таких предприятий и организаций по раз­работке, производству, модернизации и утилизации: Россудостроение — продукции судостроительной промышленности; Росавиакосмос — ракетно-космической техники; РАСУ — радиоэлектронной техники; РАВ — военной техники. Они осуществляют ряд других сходных по своему характеру задач, функций и полномочий в сфере своей деятельности.

Федеральным органом исполнительной власти является Фе­деральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России), основной задачей которой является регулирование деятель­ности субъектов естественных монополий ТЭКа, а также государ­ственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепло­вую энергию, регулирование и контроль в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транс­портировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электричес­кой и тепловой энергии, включая ценовое регулирование на феде­ральном оптовом рынке электрической энергии и оптовых цен на природный газ, осуществление контроля за соблюдением действу­ющего в этой области законодательства. Решения и предписания ФЭК обязательны для органов исполнительной власти, а также организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

С промышленностью связана деятельность Федеральной служ­бы России по финансовому оздоровлению и банкротству, Положе­ние о которой утверждено Правительством 4 апреля 2000 г. Согласно названному 'Положению она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в порученной ей сфере деятельности.

Федеральная служба проводит государственную политику по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих предпринима­тельскую деятельность; защищает интересы РФ при решении воп­росов о несостоятельности (банкротстве) организаций, предприятий;

разрабатывает в установленном порядке мероприятия по реструк­туризации неплатежеспособных организаций, которые имеют важ­ное значение для экономики РФ, и участвует в их реализации; орга­низует привлечение необходимых финансовых средств для реали­зации мероприятий по реструктуризации и финансовому оздоров­лению неплатежеспособных организаций; участвует в принятии решения о ликвидации неплатежеспособных федеральных государ­ственных унитарных предприятий и об освобождении от занимае­мой должности руководителей федеральных государственных уни­тарных предприятий, признанных неплатежеспособными.

В пределах своей компетенции Федеральная служба издает нормативные и иные правовые акты, в том числе обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства; про­водит проверки финансово-хозяйственной деятельности неплате­жеспособных организаций; инициирует проведение аудиторских проверок и т. д.

К органам управления в промышленной сфере относится Го­сударственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), в веде­нии которого находятся государственные предприятия промышлен­ности строительных материалов. Он осуществляет координацию и регулирование их деятельности; принимает участие в подготовке к приватизации государственных унитарных предприятий и других организаций в сфере промышленности строительных материалов;

в установленном порядке обеспечивает организацию сертификации в промышленности строительных материалов; приостанавливает производство строительных материалов, конструкций и деталей в случае выявления нарушений требований нормативных документов в области строительства и т. д.

Органы исполнительной власти субъектов РФ решают широ­кий комплекс вопросов, относящихся к регулированию деятельно­сти промышленных объектов, отнесенных к собственности субъек­тов, тесно взаимодействуя при этом с федеральными органами ис­полнительной власти.