17 Октябрь 2017 года
Главная arrow Трудовое право arrow ОРГАН, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ ЗАБАСТОВКУ. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ХОДЕ ЗАБАСТОВКИ
Главное меню
Статьи
Трудовое право
Семейное право
Опека и попечительство
Наследование
Торговля,защита прав потребителей
Налоги, Арбитраж
Страхование
Разное
Автовладельцам
Автотехническая экспертиза
Водители и ГИБДД
Безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия
Страхование ОСАГО, КАСКО
Документы
Образцы исков
Образцы договоров
Лицензирование / Регистрация
Жилищное законодательство
Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
Права потребителей, правила торговли
Надбавки, особенности труда и оплаты
Охрана труда
Социальное обеспечение
Кадровые документы
Кодексы РФ
ИНКОТЕРМС. Правила толкования торговых терминов
Разное
Судебная практика
Верховный суд РФ
Судебная практика судов общей юрисдикции
Конституционный суд РФ
Арбитражный суд РФ
Судебная практика арбитражных судов
Студентам

ОРГАН, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ ЗАБАСТОВКУ. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ХОДЕ ЗАБАСТОВКИ

Забастовку возглавляет уполномоченный работниками орган, который осуществляет руководство участвующими в забастовке и выполняет обязанности, предусмотренные ст. 16 Закона (ст.412 Кодекса). Закон предоставляет трудящимся широкие возможности по выбору такого органа. Если инициатором забастовки является первичная профсоюзная организация или объединение профсоюзов и решение о ее объявлении принято на собрании (конференции) членов профсоюза, забастовку, как правило, возглавляет соответствующий орган профсоюза согласно уставу или положению. В том случае, когда решение о проведении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства, собрание вправе избрать орган, возглавляющий забастовку. Это может быть представительный орган, который участвовал в разрешении коллективного трудового спора на стадии примирительных процедур: орган общественной самодеятельности (например, совет трудового коллектива или рабочий совет), орган профсоюза, единый представительный орган. Подобная преемственность весьма целесообразна на практике, поскольку представитель работников, прошедший примирение, уже располагает необходимой информацией, опытом и навыками ведения переговоров. Вместе с тем закон не ограничивает выбор работников. Если по каким-либо причинам они решат избрать иной орган, возглавляющий забастовку, допустим, стачечный комитет, последний будет пользоваться всеми правами, предусмотренными ст. 15 Закона. На такой позиции стоит и судебная практика, которая исходит из того, что право определить своих представителей принадлежит работникам. Можно добавить, что наличие такого права закреплено и п. 1 ст. 15 Закона (ст.411 Кодекса). Орган, возглавляющий забастовку, обладает широким кругом полномочий для продолжения поиска взаимоприемлемого решения коллективного трудового спора. Он может созывать собрания (конференции) работников для принятия принципиальных решений, например, о досрочном прекращении забастовки, об организации выполнения минимума необходимых работ (услуг) и др. Орган, возглавляющий забастовку, вправе получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, прежде всего касающимся предмета коллективного трудового спора. Закон не предусматривает перечня сведений, которые должны предоставляться работникам в ходе проведения забастовки. Характер и объем информации должен определяться по соглашению сторон заранее (например, в коллективном договоре) или в процессе разрешения коллективного трудового спора. Следует иметь в виду, что главной целью деятельности органа, возглавляющего забастовку, является достижение соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. Поэтому информация, в которой нуждается орган, возглавляющий забастовку, связана с существующими разногласиями и возможностями их преодоления. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право привлекать для участия в рассмотрении спора специалистов, которые дают объяснения и готовят заключения по спорным экономическим, финансовым, техническим и другим вопросам. Оплата их труда производится органом, возглавляющим забастовку. Закон не возлагает на работодателя обязанности нести дополнительные расходы, в том числе по оплате таких специалистов. Орган, возглавляющий забастовку, своим решением может приостановить забастовку, например, для выполнения общественно необходимых работ или в связи с тем, что удалось достигнуть определенных соглашений с работодателем. Специальных условий, которые должны служить основанием приостановки забастовки, Закон не предусматривает. Следовательно, в зависимости от конкретных обстоятельств орган, возглавляющий забастовку, принимает решение по собственному выбору Буквальное толкование п.З ст. 15 Закона приводит к выводу о том, что забастовка может быть приостановлена один раз. Приостановку забастовки не следует путать с ее прекращением. Это временная мера, используемая, как правило, с заранее определенным сроком. Истечение срока связывается с установленной календарной датой или каким-либо событием. Возможность возобновления забастовки ничем не обусловлена. Представитель работников должен лишь предупредить о возобновлении забастовки работодателя и Службу не позднее, чем за три рабочих дня. Решение о приостановке забастовки лучше оформить в письменной форме и известить об этом решении представителей работодателя. На практике работники прибегают к приостановке забастовки крайне редко. Орган, возглавляющий забастовку, выполняет свои обязанности по организации коллективных действий трудящихся до момента прекращения забастовки. Забастовка прекращается по истечении срока, установленного собранием (конференцией); в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора; в случае вынесения органом, возглавляющим забастовку, решения о ее прекращении; в случае признания забастовки незаконной. В том случае, если забастовку возглавлял стачечный комитет или другой подобный орган, созданный лишь на время проведения забастовки, он прекращает свое существование. Если же руководил забастовкой представительный орган, сформированный (избранный) для постоянной деятельности, прекращаются лишь его полномочия, связанные с проведением забастовки Главной обязанностью сторон в период проведения забастовки признается продолжение примирительных процедур. Закон не предусматривает видов и последовательности их прохождения. Стороны вправе самостоятельно определить, какие процедуры, в каком порядке и в какие сроки проводить. Как правило, проводятся переговоры между представителем работодателя и органом, возглавляющим забастовку. Примирительные процедуры в период проведения забастовки обычно заканчиваются заключением соглашения об урегули ровании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается. Пункт 2 ст.16 Закона {ст.412 Кодекса) конкретизирует положение Конституции об осуществлении прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц. Реализация работниками права на коллективный трудовой спор и на забастовку не должна повлечь неблагоприятных последствий для других лиц. В частности, должен соблюдаться общественный порядок, необходимо принять меры по сохранности имущества работодателя и других лиц (например, личного имущества работников, находящегося в организации), обеспечению гарантий жизни и здоровья граждан. Указанные обязанности несет, прежде всего, организатор коллективных действий - орган, возглавляющий забастовку. Однако и работодатель, и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления должны прилагать усилия и координировать свои действия с целью недопущения злоупотребления своими правами и нарушения прав и свобод других лиц. В частности, в период забастовки должна быть обеспечена работа машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Закон не устанавливает порядка определения и примерного набора мер, которые должны быть предприняты работодателем, органом, возглавляющим забастовку, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для обеспечения работы машин и оборудования. Однако п. 2 ст. 16 Закона в числе ответственных субъектов называет всех участников системы социального партнерства. Это дает основание предположить, что комплекс предусмотренных Законом мер должен определяться по соглашению сторон с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для определения организаций и производств, где необходимо предусматривать минимум необходимых работ (услуг), важно учитывать позицию Международной организации труда, которая относит к жизненно важным службам в строгом смысле слова больницы, организации, обеспечивающие снабжение населения электричеством, водой, предприятия связи и контроля за воздушным движением. Однако это не полный перечень предприятий, производств, служб, где возможно установление минимума необходимых работ (услуг). Комитет по свободе объединения указывает, что минимум необходимых работ (услуг) может определяться и в случаях, когда продолжительность или масштаб забастовки могут привести к возникновению угрозы нормальным условиям жизни населения, а также при организации забастовки работниками общественных служб исключительной важности Закон не предлагает конкретного перечня производств и сфер деятельности, которые необходимо отнести к обеспечивающим жизненно важные интересы общества. На практике к ним относят медицинские учреждения, предприятия связи, транспорта, предприятия по производству, транспортировке, распределению электроэнергии, газа, воды, некоторые коммунальные службы и т. д. Минимум необходимых работ (услуг) представляет собой перечень работ, которые должны выполняться в период забастовки с тем, чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью, безопасности людей и жизненно важным интересам общества. Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики такими союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации (ст.41'2 Кодекса). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе федерального перечня минимума необходимых работ (услуг) разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими профсоюзными органами региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Минимум необходимых работ (услуг) определяется по соглашению сторон до начала забастовки - в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Срок исчисляется в календарных днях, поскольку в законе не оговорено иное. Включение вида работ (услуг) в этот минимум должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В разработке соглашения обязательно участвует орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (в зависимости от того, интересы населения какого региона затрагиваются данной забастовкой). Указанные органы выступают как представители незаинтересованных граждан, права которых не должны быть ущемлены в ходе проведения забастовки. Именно поэтому им предоставлены широкие полномочия в решении вопроса об определении минимума необходимых работ (услуг). Если стороны не могут прийти к соглашению, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления устанавливает минимум и оформляет своим решением (постановлением, распоряжением). С этого момента указанные в таком документе объемы работ (услуг) и порядок (режим) их выполнения становятся обязательными для работников, объявивших забастовку. Однако это не означает, что решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления является окончательным и не подлежит обжалованию. В соответствии со ст.46 Конституции в суд могут быть обжалованы любые решения и действия, если не предусмотрен иной порядок их обжалования. Судебная практика признает правомерность обращения представителей работников в суд с жалобой на решение об установлении минимума необходимых работ (услуг). Работники, решившие принять участие в забастовке, но направленные на выполнение минимума необходимых работ (услуг), пользуются гарантиями, предусмотренными ст. 18 Закона (ст. 414 Кодекса). Их труд оплачивается в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением. Невыполнение требования закона об обеспечении минимума работ (услуг) в установленном для конкретного случая размере влечет крайне неблагоприятные последствия для работников. В этом случае забастовка может быть признана незаконной.

 

Комментарии

Добавить комментарий (будет опубликован после просмотра администратором). Вопросы принимаются только на форуме.
Имя:Гость
Заголовок:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 




< Пред.   След. >